Гульмира КАРИМОВА: О путях решения кадрового дисбаланса
Задача государства обеспечить равный доступ детей к качественному образованию. Ключевое слово здесь «качество». Одна из болевых точек – дефицит учителей в ряде регионов. Снять потребность в педагогах в Алматинский, Атырауской, Мангистауской и Туркестанской областях призвана помочь Дорожная карта по реализации Правил по привлечению высококвалифицированных кадров.
Огромная территория, которую занимает Казахстан и относительно невысокая плотность населения, накладывает определенные особенности на многие факторы жизнеобеспечения страны, в том числе кадровую насыщенность регионов. На самом высоком государственном уровне признано: очевиден дефицит учителей в ряде регионов страны. Отсюда вывод – качество знаний, получаемых в некоторых областях значительно отличается от тех регионов, где дефицита нет, более того, имеется профицит педагогических кадров, в том числе высококвалифицированных.
Проблему мало признать. Ее необходимо решать.
Пути решения предложила на аппаратном совещании руководитель Комитета дошкольного и среднего образования Министерства просвещения Республики Казахстан Гульмира Каримова.
Акцент на 4 региона
-Ситуацию необходимо сбалансировать.
В соответствии с поручением Главы Государства К.К. Токаева, данного на расширенном заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан 11 января 2022 года, Министерством образования и науки Республики Казахстан разработаны Правила привлечения лучших педагогов с соответствующим пакетом мер поддержки для регионов, имеющих дефицит учителей, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 июня 2022 года № 390.
Проведенный анализ состояния качества образования в целом по стране показал значительный разрыв по областям. Алматинская, Атырауская, Мангистауская и Туркестанская области оказались в числе наиболее наждающихся в привлечении лучших педагогов и выпускников вузов
Снять потребность в педагогах в Алматинский, Атырауской, Мангистауской и Туркестанской областях призвана помочь Дорожная карта по реализации Правил по привлечению высококвалифицированных кадров.
В этой связи разработана и утверждена Дорожная карта по реализации Правил по привлечению высококвалифицированных кадров. В полном объеме Правила опубликованы на сайте Министерства просвещения. Остановимся на основных пунктах реализации специальной программы.
Программа разработана с целью улучшение качества образования путем создания в региональных системах образования устойчивой модели привлечения и удержания квалифицированных и мотивированных педагогов.
Издан приказ о проведении конкурса и утверждения состава Конкурсной и апелляционной комиссий.
Только лучшие и мотивированные!
Прием педагогов по специальной программе проходит на конкурсной основе, включая в себя: объявление о проведении конкурса; прием документов; компьютерное тестирование и эссе; собеседование.
Объявления и вся необходимая информация размещена на информационных ресурсах местных исполнительных органов и АОО «НИШ». Прием документов осуществляется c 16 по 26 июня 2022 года.
Место жительства значения не имеет
В конкурсе могут принять участие педагоги страны вне зависимости от места жительства, имеющие высшее педагогическое, высшее профессиональное и (или) послевузовское образование по соответствующим профилям (прошедшие педагогическую переподготовку на базе организаций высшего и (или) послевузовского образования), а также имеющие квалификационные категории «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-мастер», в том числе выпускники педагогических специальностей высших учебных заведений по гуманитарному направлению со средним баллом успеваемости (GPA) не ниже 3,5, по естественно-математическому направлению со средним баллом успеваемости (GPA) не ниже 3,2, а также выпускники магистратуры по педагогическим специальностям со средним баллом успеваемости (GPA) не ниже 3,4.
Согласно Национальной образовательной базы данных (далее – НОБД) в 2021 году потребность в педагогах в Алматинский, Атырауской, Мангистауской и Туркестанской областях составила 1 954 человека (602, 651, 229 и 472 соответственно), в том числе 761 педагог сельской местности (563, 19, 45 и 134 соответственно). Значительная потребность наблюдается в учителях русского языка и литературы (528), начальных классов (259), математики (246), биологии (23), информатики (57), английского языка (220).
При управлениях образования созданы Координационные советы, которые рассматривают документы претендентов и принимают решения по допуску на следующий этап. Кроме того, при управлениях работают call центры, специалисты местных исполнительных органы проведут брифинги в самое ближайшее время.
Экзамены и собеседования
АОО «НИШ» проводит первый этап – в формате компьютерного тестирования и написания эссе. Второй этап – в форме собеседования.
Для проведения первого этапа конкурса при АОО «НИШ» создается экзаменационный совет. Тестирование и написание эссе проводятся в компьютерном формате по выбору претендента на казахском, русском или английском языке на базе Назарбаев Интеллектуальных школ в 17 регионах страны.
Тест по профилирующему предмету состоит из 25 заданий, объём эссе составляет 350 слов (тест для предметов «математика», «физика», «информатика», «химия», «биология», «казахский язык и литература», «русский язык и литература», «английский язык» – 80 минут, для остальных предметов – 40 минут; эссе – 50 минут).
Основанием для участия претендентов во втором этапе конкурса является 60 % положительных результатов по первому этапу конкурса.
Собеседование проводится конкурсной комиссией при Министерстве, в состав которой входят представители АОО «НИШ», НАО им. И. Алтынсарина, АО НЦПК «Өрлеу», Министерства просвещения в очном или дистанционном формате посредством платформы Microsoft Teams Назарбаев Интеллектуальных школ в регионах.
В соответствии со списком, утвержденным конкурсной комиссией по результатам второго этапа конкурса, Координационный совет направляет претендентов в организации среднего образования целевых регионов для приема на вакантные должности.
Привилегии и преференции
Помимо того, что педагоги и выпускники вузов, успешно прошедшие конкурсный отбор, получат новый и дополнительный профессиональный опыт, для специалистов предусмотрен стимулирующий пакет.
Координационный совет координирует вопросы переезда, размещения, оплаты труда и обеспечения педагогов пакетом стимулирующих мер поддержки.
Педагогам, выпускникам педагогических специальностей высших учебных заведений, прошедших конкурсный отбор по Специальной программе, предоставляется пакет стимулирующих мер поддержки, который включает стимулирующую доплату в размере 150 % от должностного оклада, исчисляемого в соответствии Правилами исчисления заработной платы педагогов государственных организаций за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета.
Кроме того, Координационный совет может включить привлеченных педагогов в кадровый резерв руководителей, заместителей руководителей организаций образования, организует их обучения.
Организовывает проведение конкурса «Лучший молодой учитель года» один раз в два года. В качестве призового фонда предусматривается 3-месячная стажировка в ведущих организациях образования Казахстана, направление на международные конференции по вопросам среднего образования, – подчеркивает Г.Каримова.
Перед тем как приступить к работе
Педагоги, прошедшие конкурсный отбор, проходят 4-недельные курсы повышения квалификации в АОО «НИШ», также в течение первого учебного года им оказывается посткурсовое сопровождение.
Все предпринимаемы меры по привлечению педагогов и повышению их педагогического мастерства призваны сформировать в целевых регионах профессиональное педагогическое сообщество с квалифицированным составом педагогов, улучшению результатов образовательного процесса и конкурентоспособности выпускников школ.
Программа призвана стать открытой диалоговой площадкой для всего школьного сообщества и оказать положительный эффект на развитие системы среднего образования целевых регионов.
Контактные данные ответственных специалистов и электронные адреса для подачи документов
Регион |
Call-центр |
Ответственный специалист за Call-центр |
Адрес для подачи документов |
Алматинская область |
8 (7282) 32 94 16 |
Толеубекова Арайлым Аксубаевна |
almustaz@mail.ru |
Атырауская область |
8 (7122) 35 43 27 |
Айдарханова Надежда Талгатовна |
arnauly_atyrau@mail.ru |
Мангистауская область |
8 (7292) 57 12 16 |
Төленжанова Назым Дәуренқызы |
m.kuzhatkabyldau@mangystau.gov.kz |
Туркестанская область |
8 (7253) 35 94 37 |
Тасполатова Салтанат Бахытовна |
Sanat.obl@mail.ru |
Ирина САВЕЛЬЕВА
Загрузка...