Как работать с одаренными детьми

ГУ «Отдел образования по городу Кокшетау Управления образования Акмолинской области» систематически взаимодействует с одаренными учащимися школ и вовлекает их для участия в интеллектуальных конкурсах и научных проектах. В течение 2021-2022 учебного года ученики школ города Кокшетау становились победителями и призерами республиканских  интеллектуальных олимпиад.

В природе существует множество природных минералов, например, неограненные алмазы, и не из каждого можно получить драгоценность. Точно так же и дети. В начале каждого учебного года перед учителями стоит непростая задача – выявить учащихся, которые заинтересованы и способны к изучению того или иного предмета.

Таланты определяются через:

–  наблюдение в процессе обучения;

– организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

– оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам;

–  психологическую диагностику;

Подготовка к олимпиаде в организациях образования ведется систематически, начиная с начала учебного года. Учителями-предметниками разрабатывается индивидуальный план по работе с детьми с высокой мотивацией, оптимально выстраиваются индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий). При проведении индивидуальных занятий используются методы обучения, такие как: работа с текстом, картой, разбор и решение олимпиадных заданий прошлых лет, работа со статистическим материалом, отрабатывается  навыки написания эссе, проведение анализа произведений. Также уделяется особое внимание совершенствованию и развитию у учащихся экспериментальных навыков и умений применять знания в нестандартной ситуации. При подготовке к олимпиаде учителями используются разные источники информации: энциклопедии, сборники олимпиадных задач, образовательные интернет-платформы и другие ресурсы.

Проводятся беседы с родителями учащихся с целью активизации процесса подготовки к олимпиадам и углубленного изучения предметной области.

Ведется совместная работа по подготовке к олимпиаде с преподавателями  из университета им. Ш.Уалиханова. Например, на базе школы-гимназии №1 города Кокшетау прошло торжественное открытие филиала кафедры географии университета. Учащиеся школ активно участвуют в  реализации проекта «Детский университет», который направлен на популяризацию научных знаний путем постановки проектных,  учебных исследовательских тем, стимулирующих интерес к науке.  Занятия посещают 180 учащихся  школ № 1,3,7,12,17,18 города Кокшетау и села Красный Яр. Занятия проходят офлайн в главном корпусе университета и онлайн на платформе KAZCUNET.

Психологи школы проводят тренинги по максимальному раскрытию способностей учеников и использованию всех личностных ресурсов для получения ими хороших результатов на олимпиаде.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Наше педагогическое сообщество активно переживает бум олимпиадного движения.

Так, призерами предметной олимпиады стали Боранбай  Ербакыт, обладатель  диплома  I степени, ученик 10 класса общеобразовательной  школы №14, секция «География»; диплом II степени – Булгакова Анна, 11 класс, школа-гимназия №1, секция «Русский язык», Понятов  Дэнни, 10 класс, школа-гимназия №1,  секция «Самопознание», Войчук Алена, 11 класс, школа-гимназия № 5 «Тандау», секция «Английский язык», Сарсенбаева Айганым, 10 класс,  общеобразовательная школа  № 19,  секция «Русский язык с казахским языком обучения»; диплом III степени – Нечайкин Кирилл, 7 класс, школа-гимназия № 17, секция «Информатика», Саметова Толғанай, 11 класс, специализированная гимназия №3 имени Малика Габдуллина, секция «Основы правоведения», Лукьянова Ангелина, 11 класс, общеобразовательная школа  №10,  секция «Самопознание», Балмуханова Алина, 11 класс, школа-гимназия №1, секция «Немецкий язык», Эйсмонт Елизавета, 10 класс, «Технический лицей»,  секция «Русский язык».

По итогам республиканской олимпиады  Боранбай  Ербакыт участвовал в республиканских учебно-тренировочных сборах для подготовки в международных олимпиадах по предмету «География».

Одним из значимых мероприятий для работы с одаренными детьми является республиканский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Зерде», основной целью которого является развитие у школьников навыков исследовательской деятельности, стимулирование их интеллектуально-творческого потенциала.  

Так, призерами  научных и творческих конкурсов стали Абдраим Айбибі диплом І степени, учащаяся 6 класса ІТ лицея им. әль-Фараби, секция  «Физика, техника»;  диплом II степени – Асан Нурали,  4 класс, школа-лицей № 6, секция «Математика, информатика», Жабал Ернұр, 6 класс, школа-гимназия  №1, секция  «История, краеведение, этнокультурология»; диплом III степени – Жұмабек Диар, 7 класс, школа-лицей № 21, секция «Казахский язык и литература»; грамота  –  Ғабдұлманап Меруерт, 4 класс, школа-гимназия №17, секция «История, краеведение, этнокультурология». Обладателем золотой медали и грантом Южно-Казахстанского университета стала учащаяся 11 класса школы-гимназии № 5 «Тандау» Штырбу Злата.  Бронзовой медалью и грантом Восточно-Казахстанского университета  удостоена учащаяся 11 класса специализированной гимназии № 3 имени  Малика Габдуллина Бураканова Дильназ.

По итогам V Республиканской олимпиады по химии имени К.Сатпаева обладателем диплома II степени стала Солонина Екатерина, учащаяся технического лицея.

В XII Международном конкурсе исследовательских проектов по математике и механике им. Жолдасбекова учащиеся  школы-лицея №18 им. С.Жунусова  Малик Жасулан и Бакбаева Камила были награждены грамотой и  сертификатом.

Государство уделяет большое внимание учебно-материальной базе школ с учетом современных тенденций развития образования. Сейчас школы целенаправленно и централизованно обеспечиваются современным оборудованием, которые создают условия для учащихся и приближают уровень образования к мировым стандартам. Достижение целей качественного образования предполагается осуществлять на основе компетентностного подхода, а уровень подготовки учащихся оценивать с охватом как предметных, так и личностных, системно-деятельностных результатов. Одним из основных параметров, необходимых для успешного обучения, являются готовность и уровень оснащения учебных кабинетов, где ученики и учителя проводят большую часть своей школьной жизни.

По итогам республиканской предметной олимпиады школа-гимназия города Кокшетау вошла в ТОП «100 лучших олимпийских  школ» и награждена сертификатом на сумму 5 млн  тенге на покупку модифицированного кабинета. В школы  города в 2022 году приобретено  28 кабинетов новой модификации на сумму более 200 млн тенге. С помощью новейшего оборудования учащиеся глубоко изучают  школьную программу, а учителю становится легче проводить уроки.

Современные запросы, предъявляемые обществом к уровню образования, с каждым годом становятся более высокими. Важными элементами профессиональной деятельности педагогических работников является высокий уровень профессионального мастерства, владение технологиями образовательной деятельности, и самое главное – желанием делиться и распространять свой опыт среди коллег. Одним из критериев оценивания работы педагога при аттестации является наличие авторских программ, обобщение и распространение передового педагогического  опыта, а также достижения учащихся в различных конкурсах и олимпиадах.

Алия Мусылманбекова,
методист по работе с одарёнными детьми отдела образования по городу Кокшетау Акмолинской области

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий