Как помочь молодым набраться опыта

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Гульсина ШИНДЛЯРСКАЯ

Как бы успешно учитель ни закончил педагогический вуз, если он не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом. Отсутствие профессионального педагогического сопровождения приводит к неудовлетворенности молодого специалиста выбранной профессией, разочарованию в выборе и уходу из профессии.

Для города Павлодара эта проблема актуальна. За последние 3 года в школы города прибыли 389 молодых специалистов, что составляет 12% от количества всех педагогов города. Большую часть педагогического корпуса города составляют высококвалифицированные педагоги (доля педагогов-мастеров, исследователей, экспертов 1 и высшей категории составляет свыше 75%), поэтому требуется своевременная подготовка кадрового резерва из числа молодых.

Важное место в системе работы методического кабинета занимает работа с молодыми специалистами. Это направление методической работы реализовано в рамках инновационного проекта «Формирование и оценка профессиональных качеств молодого педагога (клуб «ПРОЛС») совместо с Центром педагогического мастерства.

Планирование работы клуба «ПроЛС» осуществляется на основе диагностики профессиональных затруднений молодых педагогов. Так, 71% начинающих педагогов затрудняются в постановке целей урока, 80% – в выборе содержания на урок, 84% испытывают трудности в отборе технологий урока, в том числе оценивания, 74% – домашнего задания, 56% – в организации деятельности учащихся.

С 1 сентября за молодыми специалистами школ города закреплены 128 наставников из числа 6 педагогов -мастеров и 122 педагогов-исследователей.

В рамках реализации проекта «Пути повышения эффективности деятельности учителя-наставника» проводятся семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги. В рамках Школы наставника представлен опыт работы школ №16, 34, 36, 24, 11, 39 по актуальным вопросам диагностики уровня профессиональной подготовки и индивидуальных потребностей молодого педагога, основам планирования работы наставника с учетом результатов диагностики уровня профессиональной подготовки, выбора эффективных форм работы наставника с молодыми специалистами, определения эффективности адаптации начинающего учителя к самостоятельной педагогической деятельности.

В городском конкурсе «Педагогический дуэт» приняли участие молодые специалисты и их наставники школ №2, К.Макпалеева, 11, 14, 16, 21, 34, 37, 39, 41 и ДДУ №1, 14. Успешно представили свой опыт на областном конкурсе «Педагогический дуэт-2022» молодые педагоги и их наставники школ №16, 21, 41.

Методическим кабинетом отдела образования продолжается поиск актуального содержания и современных эффективных форматов работы с молодыми педагогами, апробируются инновационные технологии и форматы.

Наряду с привычными формами, обеспечивающими профессиональное развитие молодых педагогов (семинар, практикум, мастер-класс), меняется инфраструктура профессионального развития через реализацию молодежных педагогических игр. В онлайн формате прошла встреча с руководителем отдела образования Айтказиной С.О., по итогам которой на базе методкабинета совместтно с городской профсоюзной организацией создан совет молодых педагогов «Жас ұстаз».

Основные направления деятельности совета спланированы по блокам: профессионально-лидерский, органихзационно-правовой, творческий, спортивный, медиаграмотности.

В рамках данных направлений на базе опорных школ успешно действуют клубы по интересам; добра, гитара, английский язык, футбол, баскетбол, волейбол, шахматы, тогызкумалак. Состоялся дебют домбрового оркестра молодых специалистов, конкурс дебатных клубов, обладателем Гран-при стала команда СОШ им. М.Алимбаева.

Успешной трансляции приобретенного опыта в практику работы с детьми способствуют конференция «Мой профессиональный выбор», «КВН», форум молодых педагогов. Участвуя в подобных мероприятиях, молодые педагоги впоследствии переносят освоенные форматы работы в практику работы с детьми.

Результативность методического сопровождения молодых специалистов мы оцениваем по положительной динамике таких показателей, как повышение уровня закрепленности молодых специалистов в школах города, широкое вовлечение молодых специалистов в проведение мероприятий, успешная адаптация начинающих педагогов, позволяющая добиться положительных результатов в работе с учащимися, раскрытие творческого потенциала молодого педагога, сформированная потребность в постоянном самообразовании, пополнении своих педагогических знаний, повышение квалификационной категории молодых специалистов.

Наблюдается положительная динамика в вопросе закрепления молодых кадров в школе.

Эффективность сформированной системы работы подтверждают результаты участия молодых педагогов в профессиональных конкурсах: динамика результативности за 3 года составила 57,3%.

В отборочный тур городского этапа конкурса «Талантливый учитель – одаренным детям» прошли 39 молодых специалистов, которые прияли участие в областном этапе республиканского конкурса.

В городском конкурсе «Лучшее учебно-методическое пособие для инклюзивного и специального образования» 2 и 3 место место заняли молодые специалисты школ №17, 40.

Победителями областной интеллектуальной игры «Ұстаздар аламаны» стали 2 молодых специалиста школ №2, 23.

По итогам областной педагогической олимпиады «Жастар – елдің үміті» молодые педагоги заняли 79 призовых мест.

В областном конкурсе «Лучший психолог-2022» победителями и призерами стали молодые специалисты КСОШ, №19.

Все это убеждает нас в эффективности сформированной системы работы по методическому сопровождению молодых специалистов в учреждениях образования города Павлодара.

Гульсина ШИНДЛЯРСКАЯ,
заведующий методическим кабинетом отдела образования города Павлодара

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий