Простую и эффективную формулу изучения казахского языка вывела студентка из Туркестанской области

Студентка Екатерина Асадчева вывела свою предельно простую формулу изучения казахского языка, считая ее лучшей из всех существующих, передает ortcom.kz.

Катя блестяще говорит на казахском языке. Настолько хорошо, что даже друзья-казахи и однокурсники просят ее помочь освоить родной язык.

– Я выросла в сельской местнос­ти, в Толебийском райо­не, – рассказывает Екатерина Асадчева. – Наше село – многонацио­нальное. Соседи в основном узбеки, курды. Так сложилось, что рядом казахов мало проживает. Но в школе мы тесно общались с параллельным казахским классом. И как-то само собой получилось, что я научилась говорить. Да и учителя в школе хорошие были, очень ответственно относились к проведению уроков.

Девушка с благодарностью вспоминает педагогов, которые на занятиях старались раскрыть школьникам красоту и богатство казахского языка, пополнить словарный запас. Это Адильбек Дуйсенбеков, Камшат Абылаева, Алия Сахова, Алиша Агабекова.

– Не скажу, что у наших педагогов были какие-то индивидуальные приемы обучения или суперметодики, – продолжает моя собеседница. – Скорее, сама атмосфера в школе, проводимые внешкольные мероприятия с пес­нями, которые мы пели, танцами, костюмами – все как-то само собой несло идею необходимости изучения языка. С первого класса я активно участвовала в школьной самодеятельности, стихи декламировала на казахском языке, пела в хоре, солировала. Помню, с какой гордостью пела песню «Алия», она была первой, которую я исполнила на государственном языке.

Уроки Катя всегда учила сама. Она – старший ребенок в семье. Дома было много русско-казахских и казахско-русских словарей, которые были верными ее помощниками при подготовке домашних заданий. Каждое слово школьница старалась запомнить, постоянно пополняя словарный запас.

– Крайне редко я обращалась за помощью к соседям-узбекам, лишь в тех случаях, когда домашнее задание было очень сложным, – признается Екатерина Асадчева. – Мой папа Михаил Вячеславович тоже знает казахский язык, он фельдшер. Ему в профессии это необходимо. Он вырос в ауле и выучил его сам, не прилагая особых усилий. Папа постоянно говорил, что знает казахский, но я никогда не слышала, как он говорит. Чтобы домашнюю работу делать со мной  – об этом и речи не было. Иногда даже сомневалась, что он владеет языком, пока не услышала однажды, как он по телефону консультирует пациента.

Катя говорит, что в 6-м классе пришло осознание того, что жить в Казахстане и не знать язык – нонсенс. С тех пор ее отношение к изучению языка изменилось. Она стала воспринимать его не как некую сумму знаний, объем информации, который надо выучить и запомнить, а как рабочий инструмент, каким надо пользоваться. Этот переворот в сознании привел к тому, что школьница свободно заговорила. Это произошло в 7-м классе.

– Все получилось само собой, наверное, так это было и у мое­го папы, – считает Екатерина Асадчева. – Мне вдруг стало интересно говорить на казахском языке и понимать других. Согласитесь, некомфортно себя чувствуешь, когда находишься в компании, в которой, естественно, люди о чем-то говорят, обсуждают какую-то тему, а ты не понимаешь. Это даже скучно и неинтересно. И совсем другое дело, когда все понимаешь, участвуешь в общем разговоре. Это позволяет понять друг друга, добавляет легкости в общении. В университете, как только я пришла на 1-й курс, сразу же стала активисткой во многом благодаря тому, что знаю казахский язык. С тех пор участвую в различных мероприятиях, на форумах, встречах, конкурсах.

Студентка говорит, что упорно заниматься, зубрить слова и фразы – такого в процессе изучения языка у нее никогда не было. Способность говорить выработалась в процессе общения. Попытка донести мысль отдельными словами, фразами вылилась со временем в хорошую речь, которая только совершенствовалась. В этот момент она узнавала новые слова, которые откладывались в памяти, и даже пробовала экс­периментировать, стараясь при помощи новых выражений построить предложение, чтобы донести свою мысль.

– Многие говорят, дескать, хочу, пытаюсь выучить язык, но не получается, – размышляет Екатерина Асадчева. – В институте у нас есть студенты-казахи, которые не знают свой родной язык. Они подходят ко мне, просят: «Катя, научи, я хочу знать и говорить, мне стыдно…». Такие вот ситуации тоже были у меня. Я никому не отказываю, тут же вовлекая человека в диалог. Так они постепенно начинают говорить. Язык – это не то, что нужно изучать, им нужно жить, дышать и наслаждаться. Просто надо впустить язык в свою жизнь и пользоваться им.

Я попросила Катю дать пару советов всем тем, кто осознает необходимость знания государственного языка, но пока не может похвалиться успехами в его освоении.

– Больше разговаривать с носителем языка, – делится своим секретом Катя. – Когда человек не понимает тебя, а ты не понимаешь его, и вы пытаетесь найти слова, чтобы донести какую-то информацию, это идеальный путь для того, чтобы начать говорить. В моем случае это сработало. Мне действительно помогли выучить язык казахоязычные жители нашего села.

На курсы, считает студентка, смысла ходить вообще нет, потому что там в основном идет зубрежка, которая ни к чему хорошему не приведет. Рано или поздно забудется все.

– Забудьте про учебники и начинайте общаться, – настоятельно советует Екатерина Асадчева. – Такой контакт с людьми даст понимание языка и навыки говорения. Очень важно выработать привычку и использовать язык по чуть-чуть каждый день. В обыч­ные дни полдня говорю на русском и столько же на казахском языке, учитываю, с кем приходится общаться. Просмотр фильмов на казахском языке с субтитрами на русском тоже помогает развивать слуховую и зрительную память и пополнять словарный запас. Неоднократно видела, как меняется отношение к человеку, знающему казахский язык. Меня в такие моменты гордость переполняет от того, что я говорю на этом прекрасном языке.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий