Особенности формирования социально-нравственной личности ребёнка

«Культурное воспитание ребёнка

должно начинаться очень рано,

когда ребёнку очень далеко до грамотности,

когда он только научился хорошо видеть,

слышать и кое-что говорить»

А. С. Макаренко

 

Объективная социальная ситуация, сложившаяся в обществе, где изменены традиционные нравственные нормы и правила морали, говорит о слабой мотивации к нравственному самосовершенствованию человека. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически осваивать и закреплять социально-нравственные  нормы, ведущие к овладению отношений между людьми. Это достигается через активное взаимодействие семьи и детского сада.

Сотрудничество педагогов дошкольной организации и родителей в процессе социально-нравственного воспитания заключается в том, что необходимо создать механизм тесного сотрудничества семьи и детского сада.

Формирования личности в дошкольном возрасте характеризуется тем, что маленький ребенок очень пластичен, легко обучаем.

При отсутствии целенаправленного нравственного воспитания, когда окружающие заботятся лишь об удовлетворении всех потребностей маленького ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, к соблюдению простейших нравственных норм, неизбежно возникает наивный детский эгоизм. Он грозит превратиться впоследствии в значительно менее наивный и гораздо более опасный эгоизм взрослого.  Но эгоизм ребенка это результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта ребенка.

Надо обогащать опыт ребёнка путем организации коллективной жизни в детском саду и его деятельности в окружающей жизни. Побуждать его сотрудничать с другими детьми и взрослыми.  Считаться не только со своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих. Это приведёт к тому, что эмоции и стремления дошкольника приобретут новый смысл, перерастут в сочувствие другим людям, в переживания чужих радостей и печалей.

Социальный опыт ребенка – это не только его возраст, но мир, в котором он растет и семья, в которой он воспитывается.

Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.

Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

Задача образовательного учреждения – определение путей продуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка.

В нашем детском саду «Самопознание» педагоги начинают работу с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя семья, детский сад – вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей.

Мы стараемся привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей.

Для этого в детском саду проходит ряд мероприятий: ежегодная акция «Наши ветераны», почётная выставка «Помним сердцем», благотворительные акции в поддержку малоимущим семьям «Волонтёрский проект», конкурсы стихотворений на тему «Хрустальный родник духовности». Книжная выставка на тему «Путь Любви и Добра», «День Благодарения», родительские встречи на тему «Растить ребёнка Человеком». Наиболее активным родителям по итогам года на собраниях вручаются грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Родители вместе с детьми посещают ветеранов или работников тыла. Приходят к ним со словами благодарности.  Дети показывают мини концерты: читают стихи, поют песни, фотографируются на память.

Одной из самых популярных традиций детского сада «Самопознание» является проведения Дня открытых дверей. В этот день дети вместе с родителями выполняют задания по математики, грамоте, рисуют, играют, участвуют в спортивных соревнованиях, проводят дегустацию блюд, сажают деревья в яблоневом саду на аллее Добра.

В этом году очень ярко и весело прошел в нашем детском саду праздник «Мы вместе» посвященный Дню защиты детей 1 июня.  Все вместе  участвовали в творческих и спортивных конкурсах.  Родители в нашем детском саду, это наши настоящие партнеры и помощники. Они оказывают помощь в пошиве костюмов, оформлении и проведении выставок, экскурсий, принимают активное участие в жизни детского коллектива, в оснащении предметно-развивающей среды, в проведении праздников, выставок: «Поделки из природного материала», «Новогодние сказки», в спортивных досугах и развлечений для детей: «Веселые старты», «Папа, мама, я – дружная семья».

Для каждого человека очень важно знать и соблюдать традиции своего народа, семьи.

Большую роль в этом играют народные праздники и обряды, с которыми мы знакомим наших детей «Тұсау кесу», «Бесик той», «Масленица», «Наурыз» где важная роль отводится не только родителям, но и нашим дедушкам и бабушкам.

И мы рады, когда после таких встреч родители обращаются к нам за советом, становятся более внимательными к детям, больше проводят с ними времени.

Для информационной поддержки форм работы с родителями нашим детским садом активно используются социальные сети, например, instagram канал и Facebook, где публикуются материалы из жизни наших детей в детском саду, а также консультации и советы в таких рубриках как «Библиотека дошкольника», «Семейное кино», консультации «Для вас родители». В настоящее время идет поиск новых путей нашего сотрудничества, которые базируются на взаимосвязи и содружестве – детского сада и семьи для развития социально развитой  личности  ребенка с учетом его интересов и особенностей, его прав и обязанностей.

Дети растут. Одно поколение выпускников сменяется другим, но частичка души каждого из них остается с нами, поэтому нам ещё предстоит огромная работа по формированию социально-нравственной личности ребёнка и воспитанию будущего поколения.

Ольга Смирнова, 
Воспитатель Детского сада «Самопознание»
РГКП ННПООЦ “Бобек

 

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий