Важнейший фактор развития человеческого капитала
Алматы является городом с самой обширной сетью учебных заведений в стране. Если, по статическим данным, население мегаполиса составляет более 2 млн. человек, то почти половина жителей так или иначе задействована в учебно-воспитательном процессе. Это учащиеся, воспитанники, педагогические работники и родители.

Образование – это инвестиции в будущее, важнейший элемент развития человеческого капитала, поэтому государство делает все необходимое для повышения качества образования. Основными факторами повышения качества школьного образования являются: совершенствование содержания образования, развитие кадрового потенциала, создание современной инфраструктуры, цифровизация образовательного процесса и эффективный менеджмент.
В образовательную сеть города входят 1316 организаций образования, в том числе 453 государственных и 863 частных, с контингентом более 400 тысяч учащихся. В них трудятся 34 тысячи педагогов.
Алматы – крупный мегаполис с быстро растущим населением. Ежегодно количество школьников увеличивается в среднем на 12–14 тыс. детей за счет демографии и внутренней миграции. Для решения нехватки ученических мест в городе строятся новые школы. На эти цели привлекаются не только бюджетные средства, но и частные инвестиции, применяются механизмы государственно-частного партнерства.
Например, к началу учебного года в Алматы откроются 3 новые школы в микрорайонах «Калкаман», «Саялы» и «Томирис» на 5100 мест и пристройки к трём школам на 875 мест.
До конца текущего года поэтапно будут введены в эксплуатацию 5 школ на 7 500 ученических мест в микрорайонах «Калкаман-2», «Кайрат», «Дархан», «Мәдениет», «Нуркент» и пристройки к двум зданиям школ. За счет частных инвестиций откроется еще 6 школ на 3250 мест.
Большое внимание уделяется государством и акиматом города созданию безопасных и комфортных условий организации учебного процесса. В этой связи принимаются комплексные меры по сейсмоусилению с восстановительными работами и капитальному ремонту 9 школ.
Забота о здоровье населения и создание условий для здорового образа жизни являются одним из факторов формирования конкурентоспособной нации. В связи с чем, в текущем году на реализацию проекта «Модернизация школьных спортивных площадок» из местного бюджета выделен один миллиард тенге.
Совершенствуя современную инфраструктуру, до 2025 года все 210 государственных школ будут обеспечены предметными кабинетами нового поколения: физики, химии, биологии, информатики и робототехники. Особое внимание уделяется дополнительному обеспечению всех школ интерактивными панелями, как одним из инструментов цифровизации процесса обучения.
В Год детей республиканская акция «Дорога в школу» проходит под девизом «Дорога в школу – Добро без границ». Для оказания поддержки около 20 тысячам учащихся из социально-уязвимых семей местным бюджетом выделено свыше 800 миллионов тенге для приобретения школьной формы и канцелярских принадлежностей.
Здоровое питание – залог здоровья детей. С начала 2022-2023 учебного года учащиеся начального звена государственных школ будут обеспечены бесплатным питанием. На эти цели из местного бюджета до конца года выделено 5,3 млрд. тенге.
Важным условием государственной поддержки семей школьников было и остается бесплатное обеспечение учебниками. На эти нужды из местного бюджета выделено свыше 3 миллиардов тенге. С заботой о формировании читательской грамотности среди школьников в рамках национального проекта «Читающая школа» будет приобретена художественная литература на 300 миллионов тенге. Для детей с особыми образовательными потребностями закуплены учебники, среди которых учебники по Брайлю с рельефно-точечным и укрупненным шрифтом.
Одним из волнующих вопросов горожан является загруженный автомобильный трафик в городе. В целях повышения комфорта и безопасности перевозки школьников в Алматы стартует проект «Школьный автобус», которым будет охвачено около 6 тысяч детей начального звена 28 школ города. По итогам пилота до 2025 года планируется охватить все школы города.
В сфере технического и профессионального образования подготовка кадров осуществляется по 99 специальностям и 165 квалификациям для следующих отраслей:
– строительство;
– транспорт;
– сельское хозяйство;
– энергетика;
– сфера обслуживания;
– образование;
– здравоохранение;
– связь и информатизация;
– экономика.
В 48 колледжах осуществляется подготовка кадров с дуальной формой обучения по 41 специальности с охватом 7100 студентов (на 2310 человек больше уровня прошлого года) совместно с 360 предприятиями-партнерами. В 2023 году количество студентов с дуальной формой обучения будет увеличено.
Главным фактором формирования педагогической среды, готовой к инновациям, является профессиональная подготовка учителя.
Только за последние три года на курсах повышения квалификации обучились 20 тысяч педагогов. В 2023 году охват педагогов курсами повышения квалификации планируется увеличить еще на 5 тысяч. Большим преимуществом для педагогов города является участие в научно-практических конференциях, обучающих семинарах и тренингах КазНУ им. аль-Фараби, КазНПУ им. Абая. Тесное сотрудничество с зарубежными вузами и Управлением образования города закреплено в меморандумах, которые широкие возможности для реализации совместных образовательных программ.
С 2018 по 2021 годы по новой системе аттестацию прошли 77% учителей, из них 33% имеют квалификационные категории «педагог-мастер» и «педагог-исследователь». В предстоящем новом учебном году перед организациями образования поставлена задача поднять квалификационный уровень учителей, имеющих категории «педагог-исследователь» и «педагог-мастер», с 33% до 45%. Переход на новую систему аттестации позволил не только повысить статус учителя, но и значительно увеличить материальное стимулирование их деятельности.
В практику работы каждого учителя города прочно вошли современные средства коммуникации с целью быстрого информирования всех участников образовательного процесса актуальной информацией и обратной связью.
Главной фигурой образовательного процесса остается учитель. В рамках мер по оказанию поддержки педагогам в текущем году планируется проведение конкурса «Алматы ұстазы» среди молодых педагогов школ. Прием заявок стартовал 1 августа через портал almatyustazy.kz. Предполагаемый охват – 3 тыс. учителей и 300 тыс. учащихся. Целью конкурса является выявление талантливых и творчески работающих молодых педагогов до 36 лет. По итогам конкурса 5-ти победителям будут вручены сертификаты на прохождение стажировки в Финляндии.
Программа развития кадрового потенциала работников образования «Алматинская школа» разработана совместно казахстанскими и международными экспертами и направлена на развитие профессиональных компетенций руководителей и педагогов школ города и, в целом, на повышение качества образования. В течение трех лет в реализации программы примут участие управленческие команды, педагоги и обучающиеся 150 школ города.
В целях создания единого развивающего методического пространства, сопровождения образовательного процесса и повышения его эффективности, в городе реализуется три региональные программы и 14 проектов. Из них проекты «Директорская суббота – голос родителей», «Час прямого диалога: учитель – методист» и «Родительская гостиная» рекомендованы Министерством просвещения РК к применению в других регионах страны.
В 2022-2023 учебном году для всех участников образовательного процесса разработаны следующие методические рекомендации:
– «Поэлементный анализ суммативных работ учащихся»;
– «Правовой всеобуч в организациях образования»;
– «Изучаем Конституцию Республики Казахстан»;
– «Менеджмент в учебном процессе организаций образования»;
– «Менеджмент в воспитательном процессе организаций образования»;
– «Организация учебно-воспитательного процесса в вечернем отделении при организациях среднего образования».
Все материалы будут представлены педагогам на августовском форуме работников образования.
Система образования города Алматы ежегодно совершенствуется, внедряя в практику новые образовательные методики и технологии. И педагогическая общественность находится в постоянном поиске эффективных форм и способов обучения, направленных на повышение качества образования.
Ляззат ЖЫЛКЫБАЕВА,
Руководитель Управления образования города Алматы