Археологические каникулы на поселении Ботай

Мне, учителю истории школы СКО, посчастливилось в этом году побывать на археологических раскопках на поселении Ботай, прикоснуться к истории родного края и получить уникальный опыт участия в работе археологической экспедиции.

Запомнилось многое: начиная с утреннего пробуждения, вкусной еды, выезда на раскоп, где вас окружают профессионалы, которые могут рассказать много нового о памятнике и истории. Таким человеком является научный сотрудник научно-исследовательского центра археологии и этнографии Кызылординского университета имени Коркыт ата Курманиязов Ислам Серикович.

Впервые попав на Ботай, учителя Северо-Казахстанской области имеют возможность освоить программу полевой археологии и отдохнуть в живописном уголке на берегу реки Иманбурлук. Впечатления усиливаются интересными, порой уникальными археологическими находками. Базой практики является Государственный историко-культурный музей-заповедник Ботай, администрация которого создала все условия для работы и комфортного отдыха.

Руководитель археологического отряда Куаныш Кабдулович Абильмаликов во время первого дня заезда на базу рассказал о поселении Ботай (с. Никольское, Айыртауский район, СКО). Он ознакомил с основными навыками полевой работы: разметка раскопа, вскрытие культурного слоя, вертикальная и горизонтальная зачистка раскопа, с процессом фиксации найденного материала и так далее.

На поселениях предметы деятельности человека залегают в так называемом культурном слое. Если толщину земли на поселении разрезать вертикально, то будут видны отдельные слои земли: от самого нижнего – материкового основания – до самого верхнего – дерна. Если на этом месте было поселение древнего человека, то где-то в толще будет находиться слой, состоящий из строительного и хозяйственного мусора, органических перегнивших веществ. Это и будет культурный слой. На разных поселениях он различен по цвету, насыщенности остатками деятельности человека, глубине залегания и толщине. Иногда на одном и том же поселении может оказаться несколько культурных слоев, относящихся к различным археологическим эпохам. Найденные в раскопе вещи, будь то отщепы или уникальные находки (керамика, орудия труда), должны быть зарегистрированы. Каждая индивидуальная находка сначала упаковывается отдельно, на пакете пишутся пласт, квадрат, номер и название вещи, а затем все находки с одного квадрата упаковываются вместе. Это дает возможность сопоставления вещей при их камеральной обработки. Но основным документом регистрации находок является их опись.

Если говорить непосредственно о самих раскопках, это непередаваемые эмоции от осознания того, что ты прикасаешься к древней истории. Одновременно это всплеск радости, когда ты впервые находишь пусть маленький, но всё же свой фрагмент керамики либо наконечник дротика. На своих уроках истории я обязательно расскажу о своей экспедиции детям. Эти захватывающие и увлекательные археологические каникулы для учителей истории были организованы Управлением образования и Центром по охране и использованию историко-культурного наследия Северо-Казахстанской области.

Асель БАЙМАКАНОВА,
учитель истории Токушинской школы-гимназии Аккайынского района СКО

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий