Образовательная робототехника: лучшие решения для детей

Рынок образовательных технологий, в том числе робототехники, изобилует различными продукциями зарубежных компаний. Однако немногие из них предоставляют в Казахстане локализованный для местных потребителей продукт. Образовательная ассоциация Pine Education несколько лет работает в этом сегменте, разрабатывая и предлагая современные и нужные для казахстанского образования проекты и решения.

Одно из направлений работы ассоциации – образовательная робототехника. Это активно развивающееся направление, интегрирующее знания о физике, мехатронике, технологии, математике, логике, кибернетике и ИКТ. Робототехника позволяет вовлечь обучающихся разных возрастов в процесс настоящего научно-технического творчества, когда перед детьми открываются удивительные факты или новые знания о науке и технике. А также, что немаловажно, занятие робототехникой повышает престиж инженерных профессий среди молодежи.

В настоящее время практически в каждой школе города или села открываются и действуют кабинеты робототехники. Как объясняет академический директор Pine Education Ержан Шаниев, такие современные кабинеты в основном оснащены наборами Lego Mindstorm EV3.

 

– Этот набор очень хорошо подходит для среднего уровня с 5 по 7 классы. Для начальных классов (1-4 классы) набор сложный, а для старших классов (8-12 классы) легкий и уже не интересный, – говорит Ержан Шаниев.

Участники образовательной ассоциации Pine Education принимают активное участие в работе экспертных и рабочих групп при Министерстве просвещения и НАО им. И.Алтынсарина. За годы исследований и изучения рыночных решений команда Ержана Шаниева разработала свой подход по изучению робототехники – от дошколят до старшеклассников.

– Мы занимаемся дистрибьюцией образовательной продукции. Сами находим их, ездим на выставки, смотрим что в тренде, тестируем и отбираем наиболее интересные и эффективные решения. Далее их локализуем, то есть переводим программное обеспечение на казахский язык, интегрируем их в казахстанские образовательные программы, разрабатывая учебные материалы.  Все рекомендуемые нами решения прошли так называемый фильтр педагогов, где в том числе трудятся специалисты, занимающиеся соревновательной робототехникой.

По словам Шаниева, в копилке ассоциации Pine Education имеются авторские разработки и развивающие наборы известных брендов, которые на сегодняшний день пользуются популярностью в детских садах, школах и дворцах школьников страны.

Так, к примеру, для дошкольного и начального образования используется робот-машинка Matata Tale bot. Обучаясь с таким роботом, ребенок научится логическому мышлению, алгоритмике и начальному программированию без использования компьютера и смартфона. Более усовершенствованная версия набора – Matata lab Pro Set. Этот робототехнический набор предназначен для изучения основ программирования и алгоритмики в игровой форме для детей от 4 до 9 лет. Набор даёт возможность создавать свои игры и истории, а также соревноваться в умении программировать. Кроме того, можно запрограммировать робота на рисование геометрических фигур и воспроизведение музыки, узнать о единицах измерения углов в геометрии и познакомиться с нотной грамотой.

 

– В дошкольных организациях и начальных классах очень важно увлечь детей через игровые процессы и дать четкое понимание, что такое робототехника. Играя, ребёнок быстрее приобретает необходимые навыки и знания, развивает логическое мышление и формирует когнитивные способности. Во время создания алгоритма движения робота дети используют и развивают пространственное мышление. Все эти знания и навыки нужны для последующего успешного обучения в школе, – говорит Ержан Шаниев.

В средних классах специалисты рекомендуют решения по изучению искусственного интеллекта и программированию дронов. Один из таких наборов – дружественный автономный автомобильный комплект Zumi Robolink. Набор делает понятие искусственного интеллекта (ИИ) доступным как для детей, так и для взрослых. Программирование происходит с помощью блочной цепочки и дает возможность изучить команды по управлению движениями и сенсорами.

Для того чтобы привить интерес к языку программирования Python, Ержан Шаниев рекомендует использовать программируемое устройство CoDrone Edu Robolink.  Дрон направлен на обучение основ блочного кодирования.

 

– Уникальными для этого дрона являются его датчики цвета, передний датчик диапазона, датчик нижнего диапазона и другие – все это можно использовать в коде. С помощью датчиков можно настроить, чтобы CoDrone взлетал до определенной высоты или полетел на указанную дистанцию. Благодаря прочному и безопасному корпусу, программируемому освещению и доступу к 7 датчикам это также отличное обучение и отличный способ изучить кодирование и инженерные навыки, – рассказывает наш собеседник.

 Старшеклассники тоже не остались в стороне. Для них специалисты ассоциации разработали не менее интересное решение – образовательный набор IoT Board, который успел набрать популярность после республиканской выставки Expo Kids, проводимой в рамках августовской конференции.

IoT Board отечественная разработка, образовательный набор собранный на одной печатной плате. Предназначен для обучения электронике, робототехнике и интернета вещей (IoT). Набор состоит из более чем 35 отдельных модулей. Продуманное расположение компонентов способствует эффективному изучению схем подключения. Каждый модульный блок сопровождается принципиальной схемой. Уникальность отечественной продукции – идеален для изучения программирования микроконтроллеров.

– Были учтены самые часто повторяющиеся ошибки начинающих и установлены различные защиты, комментирует Ержан Шаниев. Среди модулей есть самые базовые элементы, датчики, управление силовыми нагрузками и компоненты интернета вещей. (Wi-Fi, Bluetooth, радио и т.д.) Удобство состоит в том, что здесь не возникает путаницы с проводами на плате и на рабочем месте, в момент изучения и при смене пользователя. В комплекте есть Tool kit со всеми необходимыми материалами для использования платы.

Как признается эксперт, отечественным IoT Board заинтересовались российские компании. В будущем ассоциация намерена продвигать казахстанский продукт на международных рынках.

По словам спикера, помимо робототехнических наборов, необходимо уделить внимание на универсальное устройство Snapmaker. Это 3D-принтер 3 в 1, сочетающий в себе все самое необходимое для того, чтобы раскрыть творческий потенциал ребенка – от 3D-печати до резки с резьбой и лазерной гравировки.

Предоставить роботов – это одно, нужно еще обучить педагогов, как работать с новинками. В связи с этим ассоциация активно занимается повышением квалификации учителей-предметников и преподавателей робототехники.

– У нас есть своя разработанная методика для преподавателей. Например, по набору Matata lab мы разработали методический курс, состоящий из 34 часов. Детально мы обучаем, как собирать, программировать роботов и обучать детей. Нашей гордостью являются уроки для изучения IoT Board.  Обучающий курс по данному образовательному набору включает в себя 3D-визуализацию. Такое редко встретишь еще и на государственном языке, – уверен эксперт.

Как отметил Шаниев, ассоциация на постоянной основе расширяет партнерскую сеть, делая упор на качественных производителях. В этом году, например, активно сотрудничает с Фондом развития робототехники Казахстана и Центральной Азии Ustem Robotics, который занимается подготовкой детей к международным соревнованиям.

Основателями Фонда являются Нурдаулет Досмагамбет и Асылбек Мурзахметов, которые реализуют обучающие программы Международного движения FIRST (For Inspiration and Recognition of Science and Technology). FIRST является молодежной некоммерческой организацией, способствующей достижению результатов в области STEM-образования и развитию навыков XXI века. По своему международному охвату и количеству выпускников программы FIRST занимает 1 место в мире среди аналогичных STEM-организаций и движений, включая олимпиады и чемпионаты в данной области. На сегодняшний день в копилке организации победы на престижных соревнованиях в Великобритании, США, Турции, ОАЭ и др.

 

– Задания в подобных олимпиадах привязаны к реальным мировым вызовам: автоматизации промышленности, добыче полезных ископаемых, переработке мусора, освоению космоса, биомедицине и другим важным темам, – делится он.

По мнению Ержана Шаниева, после пандемии рынок образовательных технологий только-только просыпается. Во время посещения школ можно увидеть заинтересованность родителей и детей к робототехнике. Чтобы удовлетворить растущий спрос на казахстанском рынке, нужно завозить на рынок больше проектов и технологий, активно сотрудничать с производителями. К примеру, в октябре Ержан с командой собираются посетить выставку образовательных технологий Bett Show Asia.

В настоящее время ассоциация Pine Education делает упор на популяризацию отечественных решений.

– Мы рады, когда нам доверяют школы и детские сады, тянутся ребятишки, пытаясь познать что-то новое. Это дает нам мотивацию работать дальше и еще более активно развивать робототехнику в Казахстане!

Асет СЫЗДЫКОВ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий