Основа работы педагога-психолога
Основой работы педагога-психолога являются краткие и емкие слова великого казахского мыслителя и поэта Абая Кунанбаева: «Человек-целый мир и если хочешь постичь вселенную, познай сперва самого себя». Познавая себя, студенты учатся лучше понимать друг друга, обретают внутреннюю свободу и уверенность, становятся интереснее окружающим и испытывают Любовь ко всему.
Основная цель моей работы: способствовать улучшению системы развития обучающихся, их интересов, способностей, а также созданию в колледже благоприятного психологического климата для творческого роста обучающихся и педагогов. В качестве основных направлений психологической поддержки хочется выделить следующее: диагностическая работа; коррекционно-развивающая работа; консультативно-просветительская работа. В колледже проводится психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, а также ведется мониторинговое исследование психологической службы с помощью тестирования и анкетирования. Согласно психологическим исследованием не все обучающиеся могут преодолеть трудности социализации, профессионального и личностного самоопределения. Поэтому главной особенностью моей работы является адаптация студентов, ориентированная на позитивный психологический климат, овладение нормами поведения, межличностного общения и деятельности в соответствии с общечеловеческими ценностями. Своевременно оказывать психологическое сопровождение в обучении и профессиональном самоопределении, осуществлять индивидуальный подход в организации учебной деятельности студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей.
В колледже по плану проводятся психокоррекционные занятия, тренинги со студентами по культуре межличностных отношений, повышения мотивации к обучению. Проводились такие тренинги как: «Воспитай в себе человека», «Мир во мне – мир вокруг меня», «Любовь к людям начинается с любви к себе», «Психологические правила общения», «Лучший способ найти друга – самому стать хорошим другом», «Определение типа темперамента» и др. Во время проведения психологических тренингов происходит тесное знакомство студентов друг с другом и с психологом. Тренинги способствуют сплочению группы, учат доверять окружающим и верить в свои силы. В процессе работы в каждом упражнении студенты проявляют креативность и индивидуальность, стараются работать в команде, если что-то не получается, помогают и поддерживают друг друга. По окончанию тренинга все участники бывают в хорошем настроении, и всегда чувствуется легкость.
По итогам анализа анкеты обратной связи, тренинги получили очень хорошие отзывы. Студенты группы глубже и лучше начали узнавать друг друга и желали, чтобы чаще проводились такие тренинги. Знакомство с психологом в таком русле способствует дальнейшему тесному взаимоотношению психолога со студентами. Познакомившись со мной поближе в атмосфере доверия, студенты в настоящее время обращаются за индивидуальной помощью, приходя на индивидуальные консультации.
В рамках реализации проекта ««Чтение обучающихся-путь к успеху каждого»« в колледже проводились презентаций психологических и мотивационных книг: Луизы Хей «Твоя жизнь в твоих руках», «Дейла Карнеги «Искусство заводить друзей и оказывать влияние на людей», Ника Вуйчича «В жизни нет ограничений» и др. Такая духовная беседа со студентами способствует привлечению обучающихся к регулярному чтению, позволяет разобраться в особенностях психологии и является действительным методом духовного самосовершенствования личности.
Только через Любовь, доверие, терпимость, поддержку и взаимопонимание студент может освободиться от комплексов и в полной мере раскрыть свои способности, таланты, а значит, уверовать в свои собственные силы и стать еще одним светлым лучиком, несущим радость, добро, гармонию в наше общество, в окружающий нас мир. Сила этой Любви будет направлена на созидание, а не на разрушение, агрессию. Вместе со студентами совершенствуются и педагоги. В процессе становления и формирования каждого студента как личности особенно важна роль педагогов.
Аскарова Айзада Телагысовна
Психолог гуманитарного колледжа «Самопознание»