Профориентация детей: тестирование способностей и ценностей

Профориентация детей в развитых странах мира начинается не в старших классах и даже не в средней школе, а гораздо раньше. Например, важность этой работы давно осознали в Сингапуре, где диагностику по способностям начинают еще в дошкольном возрасте.

А как же в нашей стране? Оказывается, выбору профессии детей казахский народ издавна уделял большое внимание.

Так, в традиции народа есть элементы профориентации – это обряд «Тұсау кесу». Перед только начинающим делать первые шаги ребенком стелется дорожка, пройдя которую, он выбирает выставленные предметы, например, калькулятор, книгу или медицинский фонендоскоп. Возьмет калькулятор, будет математиком, книгу – писателем, медицинский инструмент – врачом! В современном обществе этот обряд вызывает лишь умиление родителей и гостей, а станет ли этот малыш спустя 20 лет хирургом или педагогом – никто серьезно не отслеживает. 

Благо, современные технологии не стоят на месте, и на рынке образовательных услуг с каждым годом появляются инновационные программы и приложения разных форматов, которые помогают максимально объективно определить склонности детей к определенным профессиям. В этом обзоре мы рассмотрим наиболее популярные и перспективные, на наш взгляд, казахстанские разработки в сфере профориентации.

EduNavigator. Сервис профессиональной ориентации для школьников

Платформа отечественной разработки, которая предлагает школьникам 7-11 классов пройти тестирование и получить список рекомендуемых профессий, изучить личностные характеристики.

Как объясняет директор по развитию Pine Holding Жазира Асанова, которая занимается продвижением проекта в образовательных учреждениях, вопросы тестирования основаны на теории профессионального типа личности американского исследователя Джона Голланда. Согласно ему, всех людей можно разделить на 6 типов: реалистичный, интеллектуальный, творческий, социальный, предприимчивый и конвенциальный.

– Этот ученый считал, что секрет выбора идеальной работы заключается в совпадении интереса человека и окружающей среды на работе. Теория помогает понять, к какому типу личности ты относишься и в какой работе ты можешь чувствовать себя счастливым, реализуя себя и принося пользу обществу, – рассказывает спикер.

Всего тестирование состоит из 4 этапов. На первом этапе школьнику задаются простые вопросы о себе и что ему нравится. На втором этапе система спрашивает об определенных секторах экономики, в которых ребенку было бы интересно работать. Третий этап – выявление ценностей тестируемого.

– Вопросы достаточно простые. Спрашиваем, например, нравится ли тебе танцевать или помогаешь ли ты пожилым людям. Ребенку даются простые варианты ответов: «Согласен», «Люблю», «Не согласен» и т.д. Исходя из ответов, выстраивается портрет тестируемого: его интересы, навыки и ценности, – объясняет Жазира Асанова.

На заключительном четвертом этапе составляется отчет, в котором указываются сферы деятельности, где ребенок может лучше проявить себя. Платформа предлагает более 300 востребованных профессий. А рядом – список вузов и колледжей, где учащийся может обучиться по рекомендуемой специальности. Также тестируемый увидит информацию о примерной заработной плате в той или иной сфере.

Стоит отметить, что платформа в пилотном режиме была апробирована в школах Павлодарской области. В тестировании приняли участие более 10 тысяч учащихся, среди которых основное количество – учащиеся 7-9 классов.  По результатам тестирования большинство ребят было расположено к творчеству и искусству (46%), бизнесу и управлению (44%), технике и технологиям (42%).

В настоящее время тестирование на платформе может пройти любой желающий, есть платная версия с развернутым отчетом и бесплатная для получения первичного анализа.

Разработчики рекомендуют брать платную программную лицензию сразу на всю школу, поскольку это будет дешевле для всех учащихся. Организации образования дается полный доступ к платформе, проводится обучение педагогов, если есть в школе, то и профориентаторов. Дети под руководством педагогов проходят тестирование, по каждому ребенку выводится отдельный отчет. Кроме того, для администрации школы и отделов образования доступен дэшборд, который даст возможность увидеть полную картину. Определить перечень востребованных профессий для вузов региона, а также поможет в формирование качественного кадрового потенциала. 

СЛУЖБА «QABILET». Диагностика способностей детей и профориентация школьников

Платформа Qabilet включает в себя тестирование способностей и консультирование по дальнейшему обучению и профессиональному развитию.

Основная задача проекта – предоставить возможность каждой семье правильно оценить уровень способностей ребёнка и получить рекомендации по дальнейшему обучению и развитию его/её талантов.

Методика тестирования основана на ключевых компетенциях XXI века 4К. Это креативность, критическое мышление, коллаборации и коммуникативность.

В отличие от других платформ Qabilet направлен для учащихся 5-6 классов (10-11 лет).  Получить услугу диагностики можно в режиме онлайн из дома, а также в региональных центрах «Дарын». По итогам тестирования специалисты-психологи окажут консультационную поддержку детям, их родителям и педагогам по развитию потенциала ребенка и выбору будущей профессии. Региональные центры «Дарын» находятся в областных центрах и в городах Астана, Алматы и Шымкент.

Реализация проекта осуществляется корпоративным фондом «Академия Елбасы» в рамках инициативы «El Úmiti».

Bagdar.kz

Еще одна единая информационная система профориентации, анализа и прогнозирования потребности в специальностях. Цель тестирования  – раннее определение профессиональной направленности школьников. Тестовая система адресована для школьников 6-8, 9-11 классов, выпускников, абитуриентов и взрослых.

Вопросы платформы учитывают оценку интересов, склонностей, способностей, мотивации ребенка, ориентацию на генеалогию профессий в семье и посещение дополнительных кружков и секций для объективного выбора профиля обучения в старшем звене школы.

«В нашем исследовании мы воспользовались тестами, которые являются продуктом казахстанских разработчиков. Комплекс профориентационных тестов состоит из пяти самостоятельных тестов. Тест на определение самооценки интересов, склонностей и способностей в различных сферах профессиональной деятельности. Опросник показывает оценку по 36 специальностям, распределенным по 12 профессиональным отраслям. Тест «Доминирующие потребности и мотивы при выборе профессиональной деятельности», который позволяет определить ведущие мотивы и потребности из 12 предложенных, – говорится на сайте Bagdar.kz.

Для участия в тестировании респонденты регистрируются на платформе, вводят свои данные (возраст, школа, класс обучения), и отмечают предварительный выбор специальности и вуза обучения.  

Кроме указанных выше, есть и другие менее популярные сайты и системы тестирования, которые имеют свою методику определения способностей детей.

То, что профориентация становится важной и нужной для системы образования страны, не вызывает сомнений. В этом году наметилась положительная тенденция: в казахстанских школах планируется внедрение единицы «педагог-профориентатор», который будет помогать детям с выбором профессии. Есть надежда, что с приходом новых специалистов не только старшеклассники, но и дети начальных и средних классов узнают больше о новых профессиях, будут выявлять свои сильные и слабые стороны, а также развивать свои способности.

Как говорил римский философ Сенека, когда корабль не знает, в какой порт направляется, никакой ветер не будет попутным. И определить такой «порт» профессии для каждого ребенка – будущего профессионала и «строителя» Нового Казахстана – является задачей государственного масштаба.

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий