Движение возможностей

Убеждать кого-либо в том, что развитие правового демократического государства невозможно без диалога и активного участия граждан в жизни общества, не приходится, в связи с чем актуальность формирования гражданственности подрастающего поколения выходит на первый план, являясь важной составной частью воспитательной деятельности по формированию личности.

От молодых казахстанцев и их выбора во многом зависит будущее республики. Только активно участвуя в жизни страны, откликаясь на все события, выступая инициаторами полезных начинаний, молодежь может определить свою гражданскую позицию, объединиться в едином стремлении строить будущее своей страны.

Сформировать социально-активную, инициативную творческую личность, развивая склонности и индивидуальность каждого школьника – дело нелегкое. Как сделать детей и подростков активными участниками образовательного процесса в школе и колледже, как включить их в разностороннюю внеурочную деятельность, как вовлечь в практику гражданского поведения? Вопросов больше чем достаточно.

Наша жизнь набирает скорость, стремительно меняется и общество, в котором мы живем. В настоящее время идет процесс формирования нового мышления, основанного на диалогических и гуманистических по своей сути принципах. Изменение тенденций развития общества в сторону глобальной информатизации, формирование новой информационной среды ставят перед современной школой новые задачи. Главная из них – создание условий для формирования гармонично развитой личности – человека и гражданина с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.

В этих условиях, на мой взгляд, одним из эффективных способов подготовить ребят ко взрослой жизни наряду с традиционными инструментами и мероприятиями социального развития детей и молодежи является вовлечение школьников и студентов колледжей в национальные культурно-образовательные проекты «Дебатное движение» и «Школьное/студенческое самоуправление», инициированные Министерством просвещения Республики Казахстан.

Сейчас это качественно новый, действенный механизм оказания социальной поддержки и развития детей и молодежи, который мультиплицирован с республиканского на региональный уровень. От того, насколько социально активным будет подрастающее поколение, на что будет направлена его общественная инициатива, зависит будущее страны.

Сегодня очень важно быть вместе с детьми, а не рядом с ними. Причем здесь очень важно понимать, что смысл участия школьников и студентов в этих проектах заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Стремление к объединению всегда было и остается естественной потребностью детского и юношеского возраста. Участвуя в деятельности органов самоуправления, обучающиеся включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности, получают возможность влиять на содержание образования, отстаивать свои права и интересы.

В республике 6638 дебатных клубов с охватом около 114 тысяч человек (в школах – 5905, охват – 97 971, в колледжах – 733, охват – 15 542). В сравнении с прошлым годом количество клубов в школах и колледжах увеличилось на 2347 ед. (в школах – на 2203 ед., охват – 48 265 чел., в колледжах – на 144 ед., охват – 5756 чел.). К дебатному движению присоединились дополнительно свыше 54 тысяч школьников и студентов колледжей.

В 7161 школьных и студенческих парламентах более 400 тысяч обучающихся (6501 – в школах, охват – 350 469, 660 – в колледжах, охват – 56 084) активно участвуют в деятельности органов самоуправления. В сравнении с прошлым годом количество парламентов в школах и колледжах увеличилось на 390 ед., охват – почти на 161 тысячу (в школах – на 314 ед., охват – 149 563 чел., колледжах – на 76 ед., охват – 10 990 чел.).

В рамках дебатного движения на республиканском уровне проводятся различные дебатные турниры, международные телемосты, дебатные марафоны. На региональном уровне 138 тысяч юных дебатеров приняли участие в более 8 тыс. мероприятиях (областные, городские слёты, турниры дебатеров среди руководителей дебатных клубов (Карагандинская обл.), дружеский областной дебатный турнир среди школьников, родителей и педагогов (Костанайская обл.), дебатные турниры «Жаңа Қазақстан: білім көкжиегіндегі жаңа мүмкіндіктер» (г. Астана, Шымкент),  летние дебатные школы для руководителей, судей и членов дебатных клубов (Костанайская обл. и г. Астана, смены в летних лагерях для участников дебатного движения (Актюбинская область, ВКО, СКО).

Для увлеченных дебатами школьников и студентов колледжей в летний период были открыты 135 летних площадок. Именно здесь проводились тренировочные дебатные турниры, организовывались встречи с интересными людьми, спортсменами, стейкхолдерами.

С января текущего года по инициативе свыше 832 тысяч лидеров школьных и студенческих парламентов на местах были организованы свыше 43 тысяч мероприятий: квест-игры, интеллектуальные игры, конференции, встречи, фестивали, слеты лидеров, онлайн-конкурс «Лучший президент студенческого парламента», айтыс среди школьников «Жас тұлпар», акции «Жайдары жаз, челленджи «Один день из моего лета», «Веселое лето», флешмобы «Мы против наркотиков», челленджи «Давай прочитаем книгу и посоревнуемся», акции «Природа – моя вербовая колыбель», «Летний сквер», открыты страницы «Парламентское дыхание» в социальной сети Facebook, видеоконкурсы «Маленькая библиотека моей семьи» и др.

Членами студенческих парламентов в колледжах реализованы чуть более 700 различных проектов: «Новые инициативы: 3D-проекты», «Көкмайса», «Молодежная практика – мое первое рабочее место», фестиваль мультимедийных проектов и др.

Добрые наставники, координаторы школьного и студенческого самоуправления, руководители дебатных клубов по-настоящему смогли увлечь ребят, побудить их к поиску новых личностных ресурсов в условиях партнерского взаимодействия.

Демократизация школьной и студенческой жизни требует постоянного внимания со стороны взрослых, активизации работы органов самоуправления, поиска новых, интересных и разнообразных форм организации. Поэтому в современных условиях создание школьных и студенческих парламентов, участие в дебатном движении необходимо рассматривать как путь к повышению правовой культуры, первичный опыт приобщения детей к управлению. Исходя из этого, данные проекты имеют важное общественно-политическое значение, поскольку нацелены на развитие социальной активности каждого обучающегося. Начало положено. Впереди новый этап в развитии этих уникальных инициатив Министерства просвещения РК.

Раиса ШЕР,
директор республиканского учебно-методического центра дополнительного образования детей Министерства просвещения РК

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий