Профильная школа в современных условиях

Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» от 1 сентября 2021 года отмечает, что в настоящее время особую значимость приобретает ранняя профориентация детей. Подрастающее поколение должно осознанно относиться к выбору будущей профессии. Поэтому одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору.

Очевидно, что ученик, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Результаты анкетирования, проведенного школой профильного обучения в 2020 году среди учащихся 13-15 лет, показали, что 76% учащихся не представляют даже направление будущей профессиональной деятельности. Мы видим недостаточную сформированность мотивов саморазвития личности учащихся и их готовность к выбору будущей профессии.

Сегодня система подготовки будущих специалистов нуждается в изменениях, появилась необходимость в создании профильного учреждения, где профориентация и профильное обучение находились бы в центре внимания специалистов.

Созданная профильная школа полностью отвечает всем современным требованиям к организациям данного типа, отличаясь от организаций среднего образования, гимназий и лицеев тем, что наряду с обязательными предметами ГОСО учащиеся дополнительно изучают прикладные курсы, которые нацелены на четкие профильные направления, учитывающие потребности рынка труда города и региона.

В ходе деятельности школы решаются следующие задачи: определение дальнейшей траектории обучения через подготовку учащихся по дисциплинам, ориентированным на профессиональное обучение, и обучение учащихся основным принципам построения профессионального пути.

Главным преимуществом профильного обучения является формирование у школьников положительной мотивации к обучению профессии в соответствии с индивидуальными особенностями, склонностями и интересами, гарантирующей трудоустройство.

Отличие от других общеобразовательных школ начинается при приеме документов в 10 класс: ученики уже при поступлении определяют профильное направление обучения, на котором смогут «попробовать» профессию на практике и еще до поступления в колледж или вуз убедиться, правильно ли они сделали выбор.

Учитывая результаты ИПН выпускников 9-х классов, а также востребованность специалистов на рынке труда, предоставленной центром занятости населения, были определены актуальные профильные направления на 2021-2023 годы: «Основы педагогической деятельности», «Основы медицинского дела», «Web-программирование и дизайн», «Основы мебельного производства», «Основы организации питания», «Основы парикмахерского искусства и визажа», «Основы компьютерной графики».

Для повышения эффективности профориентационной работы учащиеся профильной школы одновременно изучают два профильных направления: основное и дополнительное.

Основное – это профильное направление, выбранное учащимися и подтвержденное результатами профдиагностических исследований. Оно определяет будущую сферу профессиональной деятельности выпускника и содержание индивидуальной профориентационной работы с ним.

Целью дополнительных профильных направлений является приобретение общетрудовых умений и навыков ведения хозяйственно-бытовой деятельности.

Так, кроме профилей «Автодело» и «Основы предпринимательства и бизнеса» каждый из учащихся 10-11 классов профильной школы изучает основной и дополнительный профильные курсы. Таким образом, политехничность образования в профильной школе обеспечивается обучением учащихся нескольким профильным направлениям.

Благодаря проводимой профориентационной работе и профильному обучению выпускники школы:

1) обучаются основам построения профессионального пути;

2) нацелены на дальнейшее получение среднего и высшего профессионального образования;

3) сознательно выбирают будущую сферу профессиональной деятельности;

4) получают наиболее полное представление о выбранной профессии;

5) готовы к реализации собственных замыслов;

6) получают адресную психологическую помощь в осознанном выборе будущей профессии.

Таким образом, профильная школа способствует реализации государственной политики в области профессиональной ориентации обучающихся.

 

Бейбит ИСКАКОВ,
директор КГУ «Профильная школа» г. Усть-Каменогорск,
ВКО

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий