ПМПК в столице нужно открывать ближе к густонаселенным домам
Прошло заседание Регионального общественного совета по образованию и здоровью нации при партии «Аманат» г. Астана под председательством Алмагуль Сегизбай. И вновь не для «галочки» о насущных, проблемных аспектах, волнующих горожан касательно сферы образования. На повестку был вынесен вопрос о создании условий для учащихся с особыми образовательными потребностями в организациях образования столицы.
Инклюзия требует поддержки
На заседании Совета речь шла о кабинетах поддержки инклюзии, центрах по поддержке детей с аутизмом, ПМПК, проблемах специалистов, работающих с учащимися с особыми образовательными потребностями при участии эксперта – Уполномоченного по правам защиты детей Астаны Асимы Бимендиной. Тема инклюзии сегодня одна из самых волнительных для общества. Взять хотя бы такую болевую зону, как аутизм.
Если в столице в 2021 году детей, страдающих аутизмом, было 1624, на начало этого года уже 2256. По данным ВОЗ, из 160 детей в мире один ребенок страдает аутизмом. В стране за последние 7 лет эта цифра выросла в 5 раз! Одним словом, аутизм – это уже реальная проблема, с которой сталкивается, к сожалению, все большее число современных семей.
– В столице открыты 26 кабинетов по поддержке инклюзии для детей с аутистическим расстройством, – отметила заместитель руководителя УО г. Астана Маржангуль Каирбаева. – Детям в них прививают элементарные бытовые навыки, при этом для каждого ребенка составляется индивидуальная программа. Работа этих кабинетов дает свои положительные результаты. Около 200 детей, прошедших курс обучения, успешно адаптировались в школьной среде. Есть положительные отзывы родителей, посещавших кабинеты инклюзии. Одна мама прислала видеоролик с гордостью, как ее ребенок легко вошел в школьную среду, адаптировался, общается с ровесниками.
По словам М.Каирбаевой, ежегодно для сотрудников организаций образования, психологов, дефектологов, логопедов, проводятся курсы по комплексному сопровождению семей, воспитывающих детей с особенными образовательными потребностями, включая детей с аутизмом. И еще одна новость:
16 колледжей в этом году приняли 97 детей с особенными потребностями, сеть колледжей расширилась значительно. Что важно, предварительно было профориентирование, какая специальность более по душе, по способностям, в случае медотвода подбиралась другая специальность. Главное, чтобы ребенок был охвачен обучением по окончании школы.
Минусы и плюсы ваучерной системы
В ходе заседания членов Совета выявилась еще одна проблема, она касается ваучерной системы по частным детсадам. В пилотном проекте с 2019 года участвует 14 детсадов. Пилот введен в пользу родителей и снижения коррупционной составляющей. Система дает возможность родителям получать на карту в банке деньги для оплаты за сад в рамках госзаказа – ни бухгалтер, ни заведующий детсадом не может вмешаться в доступ к оплате, то есть без посредников. Но проявилась другая проблема: часть родителей имеет заблокированные карты по своим личным причинам, и возникает проволочка с платежами за детсад, кроме того, до сих пор не отлажена до конца система отработки банковского работника с родителем, то есть деньги из бюджета в банк отправлены, а то, насколько дальше четко идет цепочка «банк и родитель», требует доработки. При этом, по мнению большинства, ваучерная образовательная система должна распространяться с учетом корректировки возникающих на этапе пилота нюансов.
Экспертное мнение. Тезисно
Свое мнение по этим и другим моментам высказала постоянный эксперт Совета, авторитетная личность в сфере столичного образования, Уполномоченный по правам ребенка г. Астана Асима Бимендина:
– В частных детсадах тоже должны работать с детьми с особыми образовательными потребностями. По моему мнению, не совсем правильно, что частные детсады получают по 40 тыс. на каждого ребенка, и при этом госорганы не вправе проверить их деятельность. Я поддерживаю решение министра о лицензировании детсадов. Частные детсады, равно как и государственные, должны полностью отвечать за свою деятельность. И также справедливо со стороны государства им должна оказываться всемерная методическая помощь, содействие. Что в частных, что в государственных детсадах воспитываются и обучаются наши дети – будущее страны!
– Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Как я сегодня услышала, в 2023 году в столице их откроют еще две. Это хорошо, что откроют, но надо еще больше. Защита прав ребенка важна – ближе к дому эти ПМПК должны быть. Нужны помещения на первых этажах. Пусть будут примеры, когда ПМПК открывают в больших жилых массивах столицы.
– Очень важно дополнительное образование для детей с особенными потребностями. Дети с результатом в дополнительном образовании успешнее и в школьном.
– Очень большое внимание уделяет Глава государства дошкольному обучению и воспитанию – и это очень продуманно и дальновидно! Все начинается с раннего детства – воспитание, образование.
Сейчас мы много говорим о необходимости аттестации воспитателей детсадов, но нужны конкретные предложения, чтобы аттестация не превратилась в настолько сложный процесс для них, который оставит нас без кадров. Одновременно надо усиливать методическую помощь дошкольным организациям – только так мы можем поднять уровень детсадов на высокий уровень.
– Президент сказал, что нам нужны комфортные школы. Этот проект активно начинается. Но «комфортная школа» – это не только условия для учеников, это и уровень развития образования.
– УО г. Астана сложно руководить огромной массой объектов.
В 4 районах нужны 4 отдела образования, без передачи финансирования, но в помощь УО.
– Колледжи должны работать на рынок. Нужен уполномоченный орган, который давал бы точные цифры по спросу на кадры, сколько через 5 лет нужно сварщиков, столяров и так далее.
Интересная идея! А как считаете вы?
Один из членов Совета высказал следующее предложение:
– Ежегодно столичным акиматом выделяются гранты на педагогические специальности. Они наполовину не осваиваются, так как пороговый уровень поднят до 75 баллов. Эта половина грантов перераспределяется между старшекурсниками, а родители этих детей платежеспособны. Почему бы эти деньги не направить на детей с аутизмом, создать для них условия? Вы же видите, какие цифры роста по аутизму в городе, стране и мире! Выпускники могут поступить в магистратуру, это можно сделать по окончании бакалавриата по педагогическим специальностям – и где тот педагог, которого ждет акимат? Посмотрим на развитые страны мира – там высшее образование коммерциализировано, сами семьи заботятся об образовании детей. Если все родители с рождения ребенка будут откладывать на учебу, это был бы плюс экономике, эту идеологию надо прививать! Так вот, в тех странах фильмы, ролики создают с контекстом «выиграл лотерею – куда выигрыш? Глава семейства объявляет: «Конечно, на образовательный счет малышу!». И также подарок на годик – на образовательный счет именинника родственники делают взнос. Тогда будет цениться обучение, образование.
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Загрузка...