Практика в сфере питания – путь к профессионализму
Одним из важнейших глобальных преобразований в системе профессионального образования является внедрение стандартов WorldSkills, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. За более чем 60 летнюю историю деятельности в ГККП «Уральский технологический колледж «Сервис»» накоплен опыт различных форм организации и проведения профессиональных практик на предприятиях общественного питания.
Профессиональная практика по всем квалификациям специальности «Организация питания» в колледже организуется и проводится групповым методом на производственных предприятиях под руководством наставников из числа шеф-поваров.
Основная цель сотрудничества с социальными партнерами состоит в совместном принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики, основанной на общности интересов предприятия и образовательного учреждения. Формы такого взаимодействия реализуются в разработке учебной программы, которая позволяет:
– иметь постоянный доступ к информации о новых технологиях, о современных и эффективных технических средствах, высокотехнологичных формах и методах обслуживания в сфере услуг общественного питания;
– учитывать требования конкретных работодателей по содержанию подготовки специалистов;
– организовывать практику студентов на оборудовании, действующем в современном секторе экономики;
– проводить подготовку и переподготовку специалистов отрасли общественного питания;
– организовать стажировки преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения для овладения приемами работы с новым оборудованием;
– создавать независимую оценку качества подготовки специалистов экспертной комиссией из числа представителей работодателей;
– оказывать содействие в трудоустройстве выпускников;
– совершенствовать развитие творческого потенциала студентов.
Особое место в учебно-воспитательном процессе подготовки будущих специалистов занимает совместная внеурочная деятельность на базах практики: мастер-классы, конкурсы, конкурсы профессионального мастерства, организация и обслуживание торжественных мероприятий.
Гордостью колледжа являются наши выпускники, которые остаются работать по месту прохождения практики, радуют нас своими успехами в профессиональной деятельности. Замечательными примерами являются Абдурахманов Ернар, Милов Иван, Точилина Елена, Дошанов Марат, Глухов Денис, Максимов Кирилл, Точилин Николай, Муканов Сабит, Галуца Артур.
Современный работодатель заинтересован не только в профессиональной компетентности работников, но и в их воспитанности, коммуникативности, в уровне их общей культуры. Кроме того, современный квалифицированный специалист должен уметь ориентироваться в нестандартных производственных ситуациях и находить новые, нетипичные производственные решения; поэтому одно из основных требований работодателя – обучаемость, подтвержденная информационной компетенцией.
Приоритетными оказались следующие требования к обучающимся и выпускникам:
– понимать суть и социальную значимость своей будущей профессии;
– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, самообразования;
– вести здоровый образ жизни;
– развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми;
– уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем и клиентами.
Какие возможности дает практика обучающемуся:
– закрепить теоретические знания;
– применить знания и навыки на практике;
– сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной профессии, которые не видны в теории;
– непосредственно контактировать с профессиональным сообществом;
– получить навык поиска работы и общения с работодателем;
– получить опыт взаимодействия с профессионалом-наставником;
– как можно раньше понять, что профессия или даже область выбраны неверно и не соответствуют личным требованиям к профессии;
– сориентироваться в профессии и определиться с направлением дальнейшего роста;
– в процессе мониторинга рынка труда понять, какие навыки востребованы и чему еще нужно подучиться;
– подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;
– получить начальный опыт, которого так не хватает молодым рабочим при устройстве на работу после обучения;
– добиться первых успехов и проявить способности в выбранной профессии перед будущим работодателем.
Работодателю, несмотря на то, что студенты-практиканты довольно хлопотное дело для организации, в профессиональной практике есть неоспоримые плюсы и для компании. Становясь базой практики и взаимодействуя с образовательным учреждением, организация получает возможность присмотреть заранее ценные молодые кадры, взрастить для себя кадры с необходимыми требованиями и спецификой.
Таким образом, профессиональная практика является взаимовыгодным мероприятием, как для обучающихся, так и для работодателей.
Д.ЖИНАЛЕЕВА,
заместитель руководителя по учебно-производственной работе
Н.СОХИНА,
мастер производственного обучения
А.МУХАМБЕТОВА,
мастер производственного обучения Уральский технологический колледж «Сервис»