Круги Луллия в работе логопеда
Существует множество методик и технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. В поиске эффективных способов развития речи я остановила свое внимание на ТРИЗ технологии, а именно на Кругах Луллия.
Создателем данного развивающего комплекса является французский монах Раймонд Луллий. Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы и речь у детей. Они вносят элемент игры в занятие, помогают развивать познавательный интерес. Сущность данной технологии в том, что ребенок, раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочку или свободный сектор.
В процессе применения игр с Кругами Луллия роль участия логопеда может быть разной: от главной роли, где логопед непосредственно участвует в игре, организует ее и контролирует, и второстепенной, где логопед косвенно воздействует на поведение и речь детей, а в самой игре занимает второстепенные роли, либо осуществляет общий контроль на занятии.
В своей работе данную технологию применяю на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Применение той или иной игры зависит от коррекционных задач, реализуемых на занятии.
Очень удобно использовать круги Луллия для проведения артикуляционной гимнастики. На секторах располагаю артикуляционные упражнения. Такая артикуляционная гимнастика очень нравится детям.
На этапе автоматизации звуков использую Круги Луллия в виде игр: «Назови звук», «Один-много», «Большой- маленький» и т.д.
Мной была разработана серия сменных карточек на липучках для закрепления произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Их легко использовать и комбинировать друг с другом, например, на этапе дифференциации звуков.
Для развития связной речи и накопления словарного запаса применяю Круги Луллия в виде игр: «Мамы и малыши», «На что похож?», «Кто что ест» и т.д.
Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Варианты использования этой методики безграничны.
Жанна КОРЖЕНЬ,
логопед КГКП «Ясли-сад №14» г. Костанай