Электронные учебники «Алматыкітап»: не гаджеты, а знания

Накануне нового 2023 года редакцию «Білімді ел –  Образованная страна» посетили давние партнеры и преданные друзья газеты: президент «Алматыкітап баспасы» Гаухар Саймасаева, автор учебников географии Руслан Каратабанов и руководитель тренинг-центра «Алматыкітап баспасы» в Астане Гульнур Кудайберген. За чашкой чая состоялся содержательный разговор об электронных учебниках, над которыми вот уже несколько последних лет успешно работает издательство «Алматыкітап баспасы».

«Цифра» на замену тяжелым рюкзакам

Мечта большинства родителей и, естественно, их детей-школьников об избавлении от тяжелых рюкзаков уже давно могла бы воплотиться в реальность. Восемь лет назад «Алматыкітап» приступило к разработке цифровых учебников. Несмотря на многолетний опыт в области издания бумажных книг, благодаря привлечению лучших педагогов-авторов и использованию передовых цифровых технологий издательству удалось начать выпуск полноценных, адаптированных под казахстанскую систему образования электронных учебников. Однако цифровые учебники внедрены еще не везде, по той лишь причине, что иногда учителю просто не хочется осваивать новое для себя направление, и он продолжает работать по старинке.

 Гаухар Саймасаева:

– Вопрос школьных учебников всегда важный. У нашего издательства 23-летний опыт печати бумажных учебников, за это время мы сформировали пул хороших авторов. У нас порядка 300 авторов, из которых 95 процентов – это учителя-практики. Зная сильный потенциал регионов, мы подтянули их к разработке учебников: в числе наших авторов есть учителя из Костанайской, Восточно-Казахстанской, Алматинской областей. Почему наши авторы простые учителя, работающие в школах? Потому что у них есть ежедневный опыт общения с ребенком. Таким образом, мы создаем практико-ориентированные учебники.

Прежде чем приступить к цифровым книгам, мы тщательно изучали зарубежный опыт. Мы участвовали в международных выставках, посмотрели, как формируется цифровой контент в Сингапуре, Эстонии, Финляндии. Именно опыт этих стран мы взяли за основу. Заключили меморандум о сотрудничестве с Сингапуром, они приезжают и обучают нас. Нас также итальянцы обучают. Вот с таким серьезным багажом знаний мы подошли к изданию электронных учебников.

 Руслан Каратабанов:

– У современных детей есть потрясающая способность обучаться. Но у них иные привычки обучаться, через цифровой контент, используя цифровые устройства. И вот тут создается диссонанс, когда школа, институт, учитель, которые должны обучать, знают чуть меньше, чем «цифровой абориген» (как принято называть современных детей) в области цифры. И было бы непростительно не перешагнуть через этот страх и не создать цифровой контент. Старшее поколение должно быть более оснащенным в этих вопросах.

 Гаухар Саймасаева:

– Около 400 тысяч детей и 400 школ используют платформу ТОП IQ. Это, конечно, немного, учитывая, что у нас в стране восемь тысяч школ и около трех с половиной миллионов учащихся. Мы четко осознаем, что нам есть куда расти. Тем не менее, динамика достаточно обнадеживающая: если в сентябре на платформу были подписаны 120 тысяч учащихся, то к сегодняшнему дню их количество стало больше в три раза. 

Лучшие авторы те, кто знает школу изнутри

Все учебники проходят экспертизу. И в этот момент особенно важно, сумел ли автор интегрировать в один школьный урок не только новую тему, но и самостоятельную работу; а будет ли доступной именно такая подача учебного материала… Для того чтобы учебник был помощником, а не научным малопонятным талмудом, в «Алматыкітап» привлекают педагогов-практиков.

 Гаухар Саймасаева:

– Есть учебники, которыми я горжусь. Например, учебник русского языка в казахской школе под авторством Тамары Калашниковой. Или учебник литературы – его, кстати, мы показывали на выставке в Москве, где он получил высокую оценку наших российских коллег. А на конференции EdCrunch эксперт Михаил Казиник, известный в мире искусствовед, музыкант, писатель, внимательно пролистав учебник, сказал: «Я вас поздравляю! Уникальная работа. В России нет такого учебника!» Или еще один пример, подчеркивающий профессионализм наших авторов: в Актау мы демонстрировали проект «Әліппе», и учителя начальных классов нам сказали: давайте быстрее получайте сертификат, нам нужен такой учебник!

Это все благодаря тому, что у нас в издательстве сильный редакторский состав – они все педагоги. Труд автора нелегкий. Я уважаю каждого нашего редактора. Днем они преподают уроки, вечером пишут учебники.

Иногда бывает цейтнот, и нам дают программу и говорят: за 3 месяца сделать учебник. Нам приходится справляться и с такой задачей, в короткие сроки подготовить хороший учебник. Наши авторы всегда доступны для учителей. Они сами готовы провести урок в качестве образца. Сейчас пошла тенденция, учителя просят встретиться с авторами учебников, и мы, конечно же, эти встречи проводим.

 Руслан Каратабанов:

– Скажу на своем опыте: быть автором школьного учебника – это потрясающий вызов. Потому что сейчас в образовании все поменялось, соответственно, ожидания от него тоже совершенно другие.

Когда произошло обновление содержания образования, туда было заложено много хороших идей, и по ним необходимо было написать учебники. Я очень доволен, потому что мы не стоим на месте, мы предлагаем самое лучшее.

Я благодарен издательству «Алматыкітап» за то, что они пошли мне навстречу и не сократили формат моих учебных текстов. Поясню: есть устоявшаяся норма – 350 слов на параграф либо 500 слов. Но мы внедряем функциональную грамотность, а она подразумевает умение разбираться в массивах. 350 слов – это не массив. Более того, если опираться на науку, ребенок в 7 классе читает не менее 130 слов в минуту. Исследования в области чтения показывают, что по каждому уроку ребенок должен читать не менее 7 минут в школе и 3-5 минут дома. То есть в общем 10 минут чтения в день. Получается 1300 слов.

Я настаивал, что мои тексты должны оставаться. К счастью, учебник географии для 9 класса прошел экспертизу. «Алматыкітап» рискнул, пойдя мне навстречу. То есть они действительно не боятся нового, готовы экспериментировать, отбирать лучший опыт.

Без вреда для здоровья

Итак, предположим, школьники всей страны перешли на цифровые учебники. В школе учатся, не выпуская из рук телефон, выполняют домашнее задание, сидя перед ноутбуком. Для людей старой закалки такое тесное общение с гаджетами кажется небезопасным. На вопрос родителей о том, вредят ли электронные учебники зрению, каждый отвечает по-разному. Одни специалисты утверждают, что все гаджеты вредны, другие, наоборот, уверены в их безопасности. Что же думают на этот счет наши эксперты?

 Руслан Каратабанов:

– Я считаю, что непрерывное использование электронного учебника не приводит к непрерывному чтению, а соответственно, порче зрения. Ребенок будет обращаться к телефону ровно столько, сколько он обращается к стандартному классическому учебнику. Поэтому опасности нет. Более того, электронные девайсы во всем мире жестко регулируются. Если есть угроза здоровью, он просто не поступит на рынок.

Другой вопрос, что необходимо развивать цифровую гигиену. Есть специальные упражнения для глаз, чтобы в течение урока один раз ребенок сделал разминку.

Не можешь – научим…

Основными проводниками популяризации электронных учебников, безусловно, должны быть учителя. Но насколько они сами к этому готовы? Приняли ли они это новшество? Используют ли потенциал цифрового контента в полной мере? Увы, подавляющее большинство учителей, причем независимо от возраста, боятся использовать на уроке «цифру». Как выяснилось во время мониторинга, проводимого «Алматыкітап», причиной страха является чаще всего неумение пользоваться всеми возможностями гаджетов. Оказывается, как только учителя проходят обучение, получают пошаговую доступную инструкцию и сопровождение всего учебного процесса, их мнение об электронных учебниках кардинально меняется.

 Гульнур Кудайберген:

– Сердце школы – это учитель. И они действительно являются проводниками всего нового, от их правильного восприятия зависит мнение общества. Наши электронные учебники прошли апробацию в опорных школах. Учителям объяснили, что платформа Топ IQ – это интернет-ресурс, на который загружены все ступени учебников, есть обратная связь с учителем, а также платформа интегрирована с Кунделик.кз.

После внедрения платформы проводим еженедельный мониторинг, если видим, что пробуксовывает, то учителю, который затрудняется, еще раз разъясняем. И так до тех пор, пока он окончательно не разберется в системе. 

В поездках по регионам я действительно вижу, что если человек не понимает, как с этим работать, то он против цифровизации. Одна такая учительница после того, как я провела обучение, сказала: «Это замечательный учебник! За 40 мин можно столько заданий выполнить!» Причем задания дифференцированы для каждого ученика. Мы до сих пор поддерживаем связь с нашими экспериментальными школами и всегда готовы прийти на помощь.

В нашем издательстве работает цифровой офис, который мониторит и обучает учителей.

 Гаухар Саймасаева:

– Я встречалась с руководителями педагогических вузов и предложила им сделать спецкурс для студентов по работе с электронными учебниками. Будущий учитель должен понимать, что сегодня гаджет в руках школьника – это такая же необходимость, как бумага или ручка. Он должен выйти из вуза или колледжа с этими знаниями и компетенциями.

Сейчас такое замечательное время, когда учитель сам выбирает, по какому учебнику ему работать. Я надеюсь, что в будущем все учителя будут отдавать предпочтение электронным носителям. Учитель должен все время учиться. Не должно над ним довлеть старое.

Хочу напомнить и родителям, и педагогам, что подписаться на платформу Топ IQ могут как учителя, так и ученики. Преимущество платформы в том, что в одном пакете доступна вся линейка учебников. Можно повторить пройденное за прошлый год, например. Есть раздел библиотека, размещена художественная литература.

Хочу, пользуясь случаем, поблагодарить нашего информационного партнера – редакцию «Білімді ел» и главного редактора Ляззат Туркестанову за сотрудничество. Вы всегда освещаете актуальные темы. Как-то учителя из одного аула нам сказали: «Мы про вашу платформу прочитали в «Білімді ел». Это лучшая оценка и нашей, и вашей работе!

 

Беседу вела
Ляззат Туркестанова

Полную версию смотрите
в ближайшее время на ютуб-канале «Білімді ел»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий