Работа с несплошными текстами

Читательская грамотность – один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Уровень овладения ею является одной из важных характеристик современного ученика.

При измерении читательской грамотности используется текст. Традиционно текстом считался набор слов, предложений в определённой связи и последовательности, образующий какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение и т.п., напечатанный, написанный или запечатлённый в памяти. Но в современном образовании понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Как повысить читательскую грамотность учащихся? Обычно преподаватель на уроке чаще всего использует сплошные тексты разных типов и стилей речи. Но в жизни человеку постоянно приходится сталкиваться с «несплошными» текстами. Возникает необходимость научить детей работать с подобными текстами с целью свободного ориентирования в современном языковом пространстве. Работа с «несплошными» текстами помогает при формировании коммуникативной личности, развивает у учащихся умения, которыми они пользуются в нынешних реалиях жизни. Поэтому можно смело утверждать, что работа с «несплошными» текстами реализует коммуникативно-деятельностный подход: являясь коммуникативной единицей, организует дальнейшую деятельность ребенка. Но способности к ней формируются у школьников тогда, когда дети не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Остановимся на нескольких вариантах работы с «несплошным» текстом на уроках русского языка. Например, работа с географической картой. Используйте атлас по географии – он есть у всех детей. Обращаться к нему можно при изучении разных тем на уроках.

Так, например, тема «Несклоняемые имена существительные», 5 класс. Можно предложить ребятам выполнить следующие задания:

  1. Назовите несклоняемые имена существительные, которые ты увидел на карте.
  2. Составьте с ними словосочетания.
  3. Сделайте вывод.

Тема «Собственные имена существительные», 5 класс. Задания:

  1. Составьте виртуальный текст-экскурсию по реке Иртыш, используя не менее 5 собственных имён существительных.

Задания к несплошному тексту «Афиша международного молодежного театрального форума». Пример: В марте мы решили с друзьями поехать на международный театральный форум. Для того чтобы познакомиться с репертуаром, я зашла на сайт, нашла раздел «Афиша». Помоги мне разобраться в ней.

  • 1. Изучи афишу.
  • 2. Выпиши все названия спектаклей, которые представлены на форуме.
  • 3. Докажи жанровое разнообразие.
  • 4. Выпиши те слова, которые образовались путём: сложения основ и целых слов, с помощью соединительных гласных или без них.
  • 5. Выпиши все имена и фамилии из афиши.
  • 6. К сожалению, мы будем ограничены во времени, поэтому сможем посетить только 2 спектакля. Какие спектакли ты бы нам предложил? И почему?

Также на уроках, например, в выпускных классах можно использовать рекламные буклеты.

Задания:

  1. Изучи объявление.
  2. Расшифруй название учебного заведения.
  3. Какие специальности предлагает КИнЕУ в Экибастузе?
  4. Какие специальности предлагает КИнЕУ в Павлодаре?
  5. Какая из них вызвала у тебя интерес? Почему?
  6. По какой форме проводится обучение?
  7. Обучение платное или на бюджетной основе?
  8. Сроки обучения на базе 9 класса? 11 класса?
  9. По какому адресу находится колледж в Павлодаре? В Экибастузе?
  10. Выпиши сложносокращённые слова. Расшифруй их.
  11. Найди и выпиши прилагательное с удвоенной Н в суффиксе, объясни правописание.
  12. Разбери по составу слово «обучение» и подбери к нему несколько однокоренных слов.
  13. Найди и выпиши слова с удвоенными согласными.
  14. Выпиши предложение: «Наши выпускники имеют льготы на обучение в Инновационном Евразийском университете», выполни его синтаксический разбор.
  15. Захотелось ли тебе попасть в КИнЕУ? Обоснуй свой ответ.

В данной статье вашему вниманию представлены примерные задания с несплошными текстами: с географической картой, с афишей театра, с рекламным объявлением и другие. Эти и подобные им задания вызывают не только живой интерес учащихся, но и учат работать с «несплошными» текстами, формируют читательскую грамотность, учат выделять главную и второстепенную информацию, умению акцентировать внимание на основной информации.

Жамига ХАМИТОВА,
Абайская СОШ Иртышский район

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий