Политика инклюзии в школе – шаг к переходу на международные стандарты

Столичная школа-гимназия №91 распахнула свои двери в 2021 году по руководством СЕГIЗБАЙ Алмагүл Тлектесқызы, известной своим неудержимым стремлением к внедрению современного и качественного подхода в образовании. Она задала вектор развития и направила всех на создание школы международного бакалавриата. Мы планируем стать международной школой межкультурных коммуникаций с развитой инклюзивной средой.

На пути к достижению нашей цели одним из первых шагов была разработка политики инклюзии нашей школы. Она была разработана творческой группой, в состав которой входили представители родителей школы и специалистов в области инклюзии. В соответствии с Декларацией «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», принятой на всемирной конференции (Испания, 1994 г.) по образованию лиц с особыми потребностями, Декларацией прав ребенка, провозглашенной Генеральной Асамблеей ООН (20.11.1959 г), Законом «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании» и «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченным возможностями» развивающая инклюзивная образовательная практика нашей школы-гимназии направлена на создание адаптированной, безопасной образовательной среды, которая соответствует и отвечает всем образовательным потребностям всех учащихся независимо от национальности, языка, пола, социального положения, состояния здоровья и особенностей развития. Таким образом мы хотим воспитать граждан мира с интернациональным мышлением, стремящихся к созданию безопасного общества. Политика инклюзивного образования школы призывает всех участников образовательного процесса действовать в направлении создания международной школы межкультурных (кросс-культурных) коммуникаций с развитой инклюзивной средой, что полностью соответствует философии нашей школы.

Для реализации данной политики было необходимо создать службу психолого-педагогического сопровождения учащихся и соответствующего методического объединения, которое успешно развивается под руководством заместителя директора по учебной работе в начальных классах Карбаевой Ботагоз Абылкасымовны, педагога-мастера.

Работа в данном направлении была актуальна, так как во многих классах обучаются учащиеся, имеющие особые образовательные потребности. Но при разработке нашей политики мы пошли дальше, чем просто создание специальных условий для учеников, имеющих особенности в развитии. Мы считаем, что создание особых условий, учитывающих индивидуальные особенности, должно быть для всех учащихся, как для одаренных, так и для слабоуспевающих детей. Только так мы сможем в полной мере реализовать равные возможности для всех участников образовательного процесса. Только через формирование бережного, уважительного отношения к личности можно создать инклюзивную среду, в которой каждый может добиться успеха, каждый будет услышан и принят обществом.

Сформировать инклюзивную среду без педагогов, которые принимают детей со всеми их особенностями и проблемами, невозможно! Поэтому важно помогать педагогам осознать их значимость в жизни учащихся не только как человека, дающего знания, но и как друга, который может научить жить со своими особенностями и использовать их во благо. Специалистами СППС разрабатываются брошюры для информирования педагогов и родителей, проводятся обучающие семинары. Мы планируем заключить меморандум с организациями образования, деятельность которых направлена на развитие инклюзивного образования в Казахстане, чтобы нашим педагогам было легче составлять индивидуальные программы обучения для учеников с особенностями в развитии.

Для изучения качества работы политики инклюзии в нашей школе проводится мониторинг в виде анонимного анкетирования, по результатам анкетирования определяем дальнейшие стратегии развития инклюзивной политики и вносим соответствующие изменения в свою работу.

Большая работа проводится с родителями и учащимися нашей школы. Специалисты СППС помогают налаживать родительско-детские отношения в семьях с учащимися, имеющими особенности в развитии, а также занимаются развитием социальных компетенций у детей, совместно посещают культурные мероприятия и проводят экскурсии в музей.

Специалистами СППС проводится ряд мероприятий на постоянной основе, направленных на развитие инклюзивной культуры, такие как распространение информации об аутизме, сахарном диабете, синдроме Дауна и прочее.

Одной из задач работы нашей политики инклюзии является поощрение волонтерства. В прошлом году нашу школу посетили представитель Юнисеф в Казахстане Артур ван Дизен, координатор образовательных программ Юнисеф Татьяна Адерихина совместно с председателем Фонда «Болашак» Динарой Гаплан и директором Фонда «Болашак» Божаковым Азаматом Абдибековичем. Они посетили кабинет поддержки инклюзии и изучили принцип работы с учениками ООП в нашей школе, а также понаблюдали за ходом урока в общеобразовательном классе, в котором реализуются принципы инклюзии.

Гости высоко оценили подход к инклюзивному образованию в нашей школе, ведь у нас ученики с особыми образовательными потребностями социализируются во всех аспектах развития, они реализуются и в индивидуальном подходе к обучению, и в спорте, и в творчестве, ученики занимаются адаптивным карате и гончарным делом. Особенностью нашей школы является то, что ученики старших классов сами проявили инициативу помогать учащимся с ООП в социализации, они организовали волонтерское движение и проводят различные мероприятия, направленные на развитие коммуникативных навыков.

Работая в команде, мы стремимся воспитывать всесторонне развитых детей, способных уважать особенности других и бережно относящихся ко всем окружающим их людям!

Полина ВОРОНЕЦКАЯ,
педагог-психолог инклюзивного образования школы-гимназии №91 г. Астана

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий