Влияние кейсов PISA на качество знаний учащихся

Международное исследование по оценке образовательных достижений учащихся PISA измеряет способность 15-летних подростков использовать знания и навыки, полученные в школе, для решения реальных жизненных задач. Основная цель исследования – выяснить, как применение кейсов заданий PISA на уроке будет способствовать развитию креативного мышления учащихся и влиять в дальнейшем на качество знаний.

Исследование опирается на следующие вопросы: как выявить креативно мыслящих учащихся? Каким образом задания формата PISA будут способствовать повышению качества знаний учащихся?

С целью изучения использовались следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование. При изучении и рассмотрении вопроса исследования было выяснено, что учащимся сложно дается выполнение такого рода задания. Поэтому индивидуальный подход к преподаванию, основанный на инновационных методах оценивания учащихся, будет способствовать решению этой проблемы.

Для правильной организации учебного процесса необходимо предусматривать все индивидуальные характеристики ученика. В любом классе есть учащиеся, креативно мыслящие, и учитель должен к каждому найти подход. Считается, что если ученик выполнил необходимый уровень заданий, то он усвоил базовый уровень подготовки. Именно на этом затем формируются более высокие уровни овладения материалом. Но как быть дальше, если есть задания на выявление особенных способностей учащихся?

В начале исследования я провела анкетирование среди учащихся с целью выявить креативных учащихся и их отношение к нестандартным заданиям.

Вопросы:

  1. Считаешь ли ты себя креативным человеком?
  2. Что бы ты сделал, чтобы развить креативность в себе?

Следующим этапом моей работы было выявление креативно мыслящих учащихся. Данное задание я давала учащимся разных возрастов, с 7 по 10 классы. Задание «Круги», в котором в течение 5 минут учащиеся должны были нарисовать внутри круга или вокруг него 20 изображений. Это задание очень понравилось ребятам, их фантазии не было границ, например, я узнала от некоторых, насколько они интересуются космосом, сколько у них изобретательности.

После выполнения этого задания я уяснила, что возраст не оказывает никакого значения на креативность ученика, если человек получил дар по природе, то он будет всегда таким.

Анализируя ответы учащихся, можно сказать, что учащиеся понимают, что креативность – это нестандарное мышление, но не все понимают, развита ли она у них.

Выполнение заданий PISA особенно положительно влияло на неуверенных учащихся, с заниженной самооценкой. Для поддержания интереса учащихся на уроке нужно постоянно менять форматы заданий и направления с естественно-научной грамотности постепенно на креативное мышление, нужно находиться постоянно в поиске. Учащиеся понимают, что в процессе оценивания их работ больше упор делается на проверку их навыков выполнения с учетом их творческих способностей. Задания вырабатывают у учащихся умение самооценивания и взаимооценивания.

Учащийся независимо от возраста может самостоятельно и осознанно определить свои пробелы и вместе с учителем работать над их устранением, таким образом это переходит в самоконтроль, самооценивание и способствует саморегуляции. Выполнение заданий такого характера способствует развитию творческих способностей у учащихся и мотивации на дальнейшее изучение предмета. Общение учащихся друг с другом углубляет знания учащихся, способствует взаимообучению.

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, проблема развития креативности все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, факторах развития креативности, нет единого взгляда на феноменологию, классификацию качеств креативной личности. Я продолжу работу в этом направлении с целью повышения качества знаний у учащихся и повышения мотивации к предмету.

Екатерина КИМ,
учитель-модератор химии НИШ ХБН г. Атырау

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий