О трансформации образования

В сентябре 2022 года в Нью-Йорке состоялся Саммит по трансформации образования, который завершился принятием таких глобальных инициатив, как переход к «зеленым» и цифровым технологиям, продвижение гендерного равенства, базовое обучение, образование в условиях кризиса и справедливое и эффективное финансирование образования.

 

В целях обсуждения инициатив Саммита по трансформации высшего образования 24 января 2023 года, в Международный день образования, состоялся Международный вебинар «Трансформация вузовского образования в интересах устойчивого развития», организованный кафедрой ЮНЕСКО по педагогике и подготовке учителей при НАО «Казахский национальный педагогический университет им.Абая».

Большинство спикеров вебинара говорили о важности достижения целей устойчивого развития, демонстрируя успешный опыт, и методические ресурсы, на которые следует опираться. Однако остаются нерешенными проблемы качества образования, доступного бесплатного образовательного контента, повсеместного подключения к Интернету и другое.

Что же необходимо изменить в системе высшего и среднего образования? Для достижения Целей устойчивого развития нужны определенные компетенции. Их называют трансверсальными компетенциями или навыками 21 века. Это значит, что и образовательные программы должны быть построены так, чтобы такие компетенции гарантированно формировались в школе и развивались в вузах, уже с учетом профессиональной деятельности.

Считается, что трансверсальные компетенции позволяют человеческому сообществу быть ответственным в потреблении природных ресурсов, эффективно реагировать на кризисы, успешно разрешать споры, создавать новейшие «зеленые» технологии. Человек, владеющий трансверсальными компетенциями, способен решать задачи Целей устойчивого развития в повседневной жизни, в быту, на производстве.

На Саммите прозвучала очень важная идея, что обучение  на протяжении всей жизни (переобучение, повышение квалификации) – общественное благо, такое же, как чистый воздух, вода, свет, тепло, поэтому оно должно быть доступным, несмотря на социальные, географические, возрастные, физические и другие проблемы. Отсюда большие надежды возлагаются на цифровизацию образования. Трансформация цифрового образования должна  обеспечить людей разного возраста бесплатным и качественным образованием, которое формирует компетенции, необходимые для сохранения природы, мира, ликвидации голода и нищеты и других целей устойчивого развития.

Педагогическому сообществу необходимо начать более пристальное изучение рекомендаций Саммита ООН и материалы ЮНЕСКО по трансформации образования, чтобы осознать те процессы, которые уже происходят в мире, какие возможны решения, чтобы преодолеть уже существующие и уже надвигающиеся кризисы.

И.Халитова
к.п.н, доцент зав.кафедрой ЮНЕСКО по педагогике и подготовке учителей при НАО «Казахский национальный педагогически университет им.Абая»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий