Учите, играя
Для дошкольника игра – важное занятие, оно, как зеркало, отражает ход мышления маленького человека, особенности его воображения, эмоциональной сферы, проявляет его разносторонние внутренние потребности в общении, активности, росте.
Игра способствует интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребёнка и, как ничто другое, влияет на жизнь детей и их деятельность как индивидуальную, так и совместную. Играя, обогащается ум знаниями об окружающем мире, приобретается жизненный опыт, осваиваются полезные привычки и навыки. Игра выступает как тренировочная площадка, где малыши отрабатывают разные отношения и способы взаимодействия со своими сверстниками и взрослыми, в ходе которого развиваются многие другие виды деятельности.
К сожалению, современный ритм жизни привел родителей к тому, что их главной заботой при достижении ребенком 3 лет становятся не сказки, потешки и игрушки и даже не укрепление драгоценного здоровья малыша, а поступление ребенка в школу. Чтобы ребенка приняли в хорошую школу, уже в шесть лет ему необходимо выдержать серьезный экзамен, определяющий его «готовность». Поэтому родители как можно раньше начинают обучение малыша.
Страх родителей перед будущим берет свое, и «максимальная готовность к школе» превращается в главную их цель.
Следует понимать, что дошкольный возраст – это уникальный и решающий период для развития малыша, когда закладываются основы личности, вырабатывается произвольное поведение и воля, активно развивается воображение, творческие наклонности и общая инициативность. НО! Все эти важные качества формируются у ребенка в основной, ведущей деятельности дошкольника – в игре!
Дети растут среди взрослых, которые не считают это важным. В итоге игры уходят из жизни дошкольников, и вместе с ними теряется и само детство.
Потеря игр в дошкольном возрасте очень печально и негативно сказывается на личностном и психическом развитии детей. Нельзя забывать, что в игре особенно интенсивно развиваются воображение, сознание, мышление, эмоции, общение ребенка.
Игра – единственная сфера, в которой дошкольник может проявить творческую активность и инициативу. В то же время именно в играх он учится оценивать и контролировать себя, осознавать, что делает, а самое главное, желать действовать правильно. Лишившись игр, дети всего этого не приобретают. В итоге поведение их остается непроизвольным, ситуативным, зависимым от окружения взрослых.
Важно помнить, что детство – это не только самая беззаботная и счастливая пора жизни маленького человека. Это еще и важный период особенно интенсивного формирования личности. То, что не заложено в детские годы, уже нереально «впихнуть» в повзрослевшего человека. Следует понимать, что, лишая малыша игры и заставляя его учиться, мы отнимаем у него детство, а значит, просто крадем у него огромный мир детских стремлений, переживаний, отношений и отнимаем у него возможность стать полноценным человеком. Учите, играя!
Алтынай ЕСКАЛИЕВА,
заведующая я/с № 25 «Ерке»
г. Актобе