Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей
Для формирования бережного отношения к семейным традициям и реликвиям, расширения знаний о семейных ценностях, правилах взаимоотношений филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области» был проведен заочный областной конкурс на лучшую разработку классного часа «Семья – начало всех начал», на который предоставлялись сценарии проведения классных часов по проблемам семейного воспитания.
Отражение истории семейных реликвий, их значимости для формирования семейных традиций, содействие духовно-нравственному воспитанию детей нашло в сетевом телекоммуникационном проекте с международным участием «Семейные реликвии». Для участия в проекте были предоставлены работы о семейных духовных ценностях, традициях и реликвиях по следующим номинациям: сочинение, рассказ, эссе; мультимедийная презентация; видеосюжет-челлендж «Наша семейная реликвия – это…» Для совместного летнего чтения был проведен конкурс-акция «5+1=ProЧитаем Вместе Летом» для детей и их родителей. Целью мероприятия явилось стимулирование семейного летнего чтения, приобщение «взрослой» аудитории к читательским интересам детей, к совместному чтению-обсуждению-сотворчеству.
Качественные изменения в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителей и родителей, без осмысления учителями и родителями новых целей и задач в образовании. Именно поэтому им необходима готовность к восприятию методов и форм содержания образования, к изменению программы и методического обеспечения, к изменению целей и способов педагогической деятельности. Родители – главные социальные партнёры школы, а большую роль в работе с родителями играет классный руководитель.
Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:
– обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
– участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театры, музеи.
Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те, и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Это позволяет нам лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности, преодолеть негативное в поведении. Поэтому в работе я стараюсь взаимодействовать, чтобы устанавливать контакты с семьей. Основная форма работы с родителями, где решаются проблемы жизни класса, – родительские собрания, где огромное значение для взаимодействия имеет стиль общения. Стараюсь действовать на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон неприемлем в работе с родителями, единственно правильная норма взаимоотношений – взаимное уважение. Тогда сильной стороной взаимодействия становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.
Только при взаимодействии школы и семьи, при заинтересованности обеих сторон возможно решение проблем и задач, возникающих при воспитании детей.
Лаула ЖАНАЛИНА,
старший преподаватель ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»