Использование активных методов обучения
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств.
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Они строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Отличительные особенности активного обучения:
- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Активные методы способствуют достижению цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного, конструктивисткого, коммуникативного подходов с разными стилями обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знанием реальных возможностей учащихся. Также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшения различных видов учительской помощи. В использовании активных форм обучения важным является также последовательность. От недолговременных проектов, исследовательских заданий к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:
- сформированность ряда коммуникативных умений;
- развитие мышления учащихся;
- опыт оценочной деятельности.
В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы:
I этап.
А) Мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.
Б) Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.
II этап. Информационно-оперативный: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет и сам является информационным источником.
III этап. Рефлексивно-оценочный: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Активные методы обучения помогают:
- развивать мотивацию к обучениюи наилучшие стороны ученика;
- учить учащихся самостоятельно добывать знания;
- развивать интерес к предмету;
- активизироватьпроцесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
С.В. Петрушин предлагает основные методы активного обучения подразделять по основным направлениям:
– по характеру учебно-познавательной деятельности;
– по типу деятельности участников в ходе поиска решения задач;
– по численности участвующих.
Существует также классификация активных методов обучения, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющая групповые и индивидуальные формы занятий при главенстве первых.
Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.
Игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активного проигрывания, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.
Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизирующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования,
Тренинговые методы (поведенческие и личностно-ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение участников.
Анаргуль АБДРАХМАНОВА,
Гульфия АЛИПКАЛИЕВА,
старшие преподаватели кафедры профессионального образования,
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР ЗКО»