Подгруппы на уроках русского языка: быть или не быть?

В редакционной почте «Білімді ел – Образованная страна» нередко встречаются письма читателей-учителей, в которых они задают различные вопросы, связанные с их профессиональной деятельностью в школе. Один из часто задаваемых вопросов связан с преподаванием русского языка в казахской школе: почему отменили разделение на подгруппы на уроках русского языка?

Ответить на него мы попросили старшего научного сотрудника лаборатории содержания  обучения языкам Института среднего образования НАО им. И.Алтынсарина Нурбакыт Акульбекову.

 – Нурбакыт Заркешевна, русский язык в казахской школе всегда преподавался как иностранный, было разделение по подгруппам. В последние годы этого нет. Чем обосновано такое решение? При этом в русских классах осталось разделение казахского языка на подгруппы?

– Действительно, в прошлом году Министерство просвещения Казахстана приняло ряд решений, касающихся изменений в обучении языкам. Первое изменение: с нового учебного года в первых классах школ с государственным казахским языком обучения из расписания убраны уроки английского и русского языков, которые прежде входили в обязательную программу всех начальных школ Казахстана.

В школах с русским языком обучения преподавание казахского языка не изменилось – оно начинается с первого класса. В казахских же школах русский язык теперь начнут изучать со второго класса по прежней программе и по одиннадцатый класс. А английский или другой иностранный – и в русских, и в казахских школах – с третьего класса.

Второе изменение: решение о делении на группы при изучении русского языка в классах с нерусским языком обучения отводится на усмотрение местных органов.

– Как вы считаете, почему было принято такое решение?

– Сразу стоит отметить, что деление на группы при обучении языку имеет несколько факторов. Деление на группы при обучении казахскому языку в классах с неказахским языком обучения связано, в первую очередь, со статусом казахского языка как государственного. Во-вторых, ни для кого не секрет, что проблемы в обучении казахскому языку есть, и они стоят очень остро. Именно этими причинами обусловлено деление на группы при обучении казахскому языку.

Во-вторых, русский язык в Казахстане никогда не преподавался как иностранный язык. Для обучения иностранному языку (английскому, немецкому, французскому) на уроках создается искусственная языковая среда. Кроме того, английский и немецкий языки относятся к германской языковой группе, французский – к романской, используется латинский алфавит, что в корне отличает обучение иностранному языку от обучения казахскому и русскому языкам.

В-третьих, методика обучения русскому языку в Казахстане соответствует методике обучения второму языку. Для обучения русскому языку используется, в том числе, естественная языковая среда, сложившаяся на сегодняшний день в Казахстане.

– То есть широкое распространение в нашей устной речи русского языка и послужило поводом для принятия такого решения?

– Согласно результатам исследования, приведенного в проекте Концепции развития языковой политики в Республике Казахстан на 2023-2029 годы, доля населения, владеющего русским языком, составила 90,4% (2020 г. – 90%, 2021 г. – 90,2%). В деловой среде, международных отношениях, сферах услуг и общественной среде преобладает использование русского языка. При поиске информации в интернет-пространстве русский язык используют 65,7% населения.

Таким образом, мы видим, что языковая среда для обучения русскому языку в стране есть. Но стоит отметить, что она неоднородная по Казахстану. Уровень владения русским языком населением в центральных регионах несопоставим с уровнем владения в южных регионах. Именно поэтому решение о делении на подгруппы при обучении русскому языку возложено на усмотрение местных исполнительных органов.

– То есть делить класс все-таки можно, но на это необходимо разрешение управления образования?

– Деление класса на две группы допускается в городских общеобразовательных организациях образования при наполнении классов в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся по русскому языку и литературе в классах с нерусским языком обучения. Да, решение о делении на подгруппы возложено на усмотрение местных исполнительных органов.

– Спасибо за разъяснения.

Мира АЗИЗОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий