Все под контролем

Департаменты по обеспечению качества в сфере образования (ДОКСО) есть в каждой области. Их задача – профилактика нарушений в объектах образования. За этими словами стоит огромная ответственность: научить педагогов поступать по букве закона, следовать своим правам и обязанностям, не допускать нарушений…

Подробно, доступно и очень интересно, живо о своих рабочих буднях рассказывает председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения РК Ернур ДАУЕНОВ.

– Многие часто спрашивают у меня, чем занимаются департаменты Комитета? Вопрос, конечно, интересный, да и для простого обывателя полезно будет узнать, над чем же корпят сотрудники наших территориальных департаментов. Мы их в шутку называем «бойцы невидимого фронта». В целом по республике сегодня функционируют 20 департаментов, в каждом из которых в среднем работают 5-8 сотрудников. В департаментах имеются положения, регламенты, планы, графики, согласно которым они работают.

Департаменты на местах – это проводники государственной политики в сфере образования, так называемые «глаза и уши» Министерства просвещения, бдящие за системой и недопущением нарушений.

Любой будний день каждого из немногочисленных сотрудников – это комплекс многогранных задач, решить которые необходимо порой срочно, почти вчера, ну и, конечно же, качественно.

Утро понедельника начинается с планерки, где определяются задачи и раздаются поручения: государственная аттестация, разрешительный контроль, обращения, апостиль, проверка, семинар и т.д.

Каждую неделю новая аттестация. Задача сотрудника – разъяснить приглашенному эксперту его направления работы, алгоритмы, нормативные акты, определить рабочее место, права и обязанности, а также ограничения, сроки работы, конечный результат.

Определив фронт работы для приглашенных экспертов, сотрудник выезжает в регион для проведения комплексного тестирования для очередной аттестации. Для этого ему необходимо продумать логистику и проживание, а в условиях отсутствия общественного транспорта и сельских гостиниц это почти целый квест. Само тестирование предусматривает также подготовку к нему: сбор данных детей, загрузка данных в единую систему национального центра тестирования, получение доступа к системе.

Контроль департамента за системой образования проводится через многочисленные мониторинги как с выездом, так и без. Изучают и внутришкольный контроль, и заполнение всеми известной базы НОБД, и ремонты, и подготовку к новому учебному году, и это в течение всего года.

Пока сотрудник, мягко говоря, «курсирует» по области, эксперты работают в течение 3-5 дней. Все это время сотрудник координирует их работу, затем собирает проекты справок, изучает, корректирует, отправляет на доработку, снова изучает и все справки сводит в одно общее заключение.

По итогам работы в конце недели проводится коллективное обобщение изученного, каждый эксперт имеет возможность высказаться, и принимается решение о прохождении аттестации или нет.

Наши сотрудники, как в той поговорке, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». В командировку берут материалы поступающих многочисленных обращений, изучают их, делая наброски ответов либо алгоритм внеплановой проверки.

Открыть внеплановую проверку – та еще задача: необходимо собрать основательную доказательную базу, представить ее на анализ в органы правовой статистики и специальным учетам, и если они удостоверятся в законности действий, проверка будет зарегистрирована.

Внеплановые проверки, профилактический контроль с посещением являются еще одной формой контроля, своего рода очередным индикатором определения правильности организации учебного процесса.

Сотрудник формирует группу, включает экспертов, выезжает на объект и уже там досконально изучает все детали, тщательно сопоставляя с нормами и требованиями. Конечно же, такая экспертиза не всегда по душе нашим организациям образования, но чтобы не попасть под «пристальное око» департамента, не следует допускать нарушений либо резонансных случаев.

В наш функционал также входят апостилирование документов об образовании и лицензирование. Если с апостилем все достаточно прозрачно и риски минимальные, то с лицензированием все гораздо серьезнее.

Желающих получить заветный документ-разрешение очень много, заявления поступают в каждый департамент регулярно.

Сотрудник должен принять заявку в информационной системе, оформить ее, проверить на полноту требуемых документов, выдерживая сроки. Если заявитель предоставил все необходимые документы, далее сотрудник их анализирует на соответствие утврежденным требованиям, а это надо проверить рабочие планы, заключения СЭС, ЧС, кадровый состав, материальную базу, систему безопасности и т.д., ведь речь идет о создании комфортных и безопасных условий для детей. Как только первая экспертиза готова, ее представляют на суд лицензионной комиссии (внутренний коллегиальный орган, в который входят представители национальной палаты предпринимателей, работодателей, управления образования, общественных организаций и педагоги). После одобрения столь значимой комиссией сотрудник выезжает на место и уже по факту проверяет, все, что предоставлено заявителем, на месте составляет акт. Далее повторно собирается лицензионная комиссия и знакомится с фактическими результами. Если же члены комиссии не усмотрели в результатах анализа замечаний, нарушений, несоответствий, то они благополучно рекомендуют руководству департамента выдать заявителю столь желанную лицензию или приложение.

Не исключены коррупционные риски. Соблазн получить вознаграждение присутствует всегда, тем и опасна работа, не поддаться внутреннему искушению, воспользовавшись своим служебным положением. Внутренняя антикоррупционная работа с департаментами проводится регулярно.

Служба наших «контрольщиков», как в той песне, «и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна». А сколько всего этого не сразу заметного эффекта за 10 лет существования наших департаментов можно перечислить: школы, сады, колледжи стали грамотно изучать НПА, составлять внутренние документы, учителя получили соответствующее образование, обновили материальную базу, а это и мебель, и спортинвентарь, и оборудование, установили камеры видеонаблюдения, оборудовали теплые туалеты и т.д.

Мы живем в век цифровизации и информатизации, время быстрого реагирования, максимальной близости государства и общества к каждому человеку.

Помимо всей той плановой работы наши мобильные сотрудники успевают мониторить множество социальных сетей, реагируя на всё, что связано с детьми, отвечать на запросы телефонов доверия. Ватсап номера руководителей департаментов находятся вообще в свободном доступе.

С недавнего времени наши департаменты начали активно сотрудничать с «Өрлеу», методкабинетами, совместно с ними проводить семинары, разъяснять нормативные акты.

Зачастую разъяснениям наших департаментов доверяют больше.

Сейчас мы ставим задачу оперативно информировать общественность о всех результатах, новшествах, задачах. Наши «бойцы» учатся писать посты, вести социальные страницы, так сказать, идти в ногу со временем. Часто их включают в различные комиссии и прокуратура, и антикоррупционная служба, и управление образования. Такие мероприятия, как МОДО, НКТ, республиканские олимпиады, не проходят без наблюдения и тщательного контроля со стороны наших сотрудников.

Отдельно хочу отметить работу по защите прав педагогов, для этого создали в департаментах еще один коллегиальный орган, состав которого весьма представительный, это и ветераны педтруда, и общественники, и профсоюз, и управление образования, и палата предпринимателей, и просто заслуженные педагоги. Наша задача – помочь педагогу в восстановлении его нарушенных прав, оказать методическую помощь, а иногда просто поддержать. И стоит отметить, что педагогов стали меньше отправлять на субботники, ремонтные работы, заставлять выписывать периодику, собирать деньги. Да и педагоги стали смелее, не боятся говорить о своих правах. Такая тенденция открытости, прозрачности и демократизации системы может только радовать.

Вот так почти «незаметно» наступает пятница и очередное подведение итогов работы, подготовка к следующей неделе, а это значит найти экспертов, направить письма, издать приказы, отправить ответы, сделать анализы результатов работы за неделю и составить список дел по приоритетности.

Рассказать об одном дне было бы неполно, так как один день из жизни наших «контрольщиков» включает работу всей недели, многозадачную, сложную, но тем и интересную, удовлетворение от которой получаешь, видя положительную динамику системы образования и осознание того, что «ты тоже к этому причастен».

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий