Педагоги дошкольных организаций обсудили новые подходы в воспитании и образовании
В разные эпохи меняются дети, меняются их родители. Современным педагогам важно шагать в ногу со временем, не преуменьшая заслуг прошлого, не отрываясь от корней, сохраняя опыт предыдущих поколений для новых подрастающих граждан. В рамках продолжения реализации проекта «Оқуға құштар мектеп» в карагандинском Дворце школьников №2 прошел областной форум «Әжемнің ертегісі», объединивший более 500 участников, педагогов-дошкольников и методистов.
История и творчество
Организаторами мероприятия выступили управление образования и учебно-методический центр развития образования Карагандинской области. Главные цели – стимулирование изучения государственного языка, реализация творческого, интеллектуального потенциала дошкольников через устное народное творчество, приобщение детей к традициям и обычаям казахского народа для тесного взаимодействия детей, родителей, педагогов.
Результаты своей работы представители дошкольных организаций продемонстировали в виде выставочных площадок, видеоматериалов, не обошлось без выступлений маленьких талантов, которые показали, чему они научились в детском саду.
Работа площадок была организована по четырем направлениям. Первое было связано с использованием казахских сказок в процессе ознакомления детей с историей и культурой родного края. Педагоги продемонстрировали приемы и методы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через формирование элементарных представлений о видах искусства: музыки, художественной литературы, фольклора. В игровой форме дети знакомятся с традициями и обычаями казахского народа: слушают песни акынов, узнают, как развивалось ковроткачество, сочинение кюев, узнают национальные орнаменты, игры.
Вторая группа площадок была посвящена билингвальным практикам в процессе ознакомления дошкольников с казахской художественной литературой. Тут уделили большое внимание приобщению детей к художественной литературе, развитию читательской грамотности, изучению казахского языка через сказки, стихи, песни, театрализованную деятельность, через интеграцию социального проекта «Жас оқырман», челлендж «Көрпе Фест», конкурсы чтецов.
Читать, считать и программировать
Третье направление связано с развитием познавательного потенциала дошкольников посредством проекта «Әжемнің ертегісі». Здесь сказочные сюжеты и персонажи помогают детям в формировании математических и естественно-познавательных представлений. В ход идет использование цифровых технологий и опытно-экспериментальная деятельность.
К примеру, педагоги детского сада «Тiлек» представили игровое поле, где ребенок должен выбрать нужную сказку путем простейших математических вычислений и использования цифровой техники.
– На поле размещены QR-коды, а под ними примеры, – говорит представитель детского сада Баян Омарова. – Если пример решен правильно, ребенок выбирает нужный код, сканирует его и смотрит сказку, если нет, играет музыка. У нас в группах для подобных игр предусмотрены планшеты и подключение к интернету.
Также педагоги в детских садах активно используют возможности робо-мыши для различных сказочных заданий. Проект «Әжемнің ертегісі» предусматривает интеграцию нескольких дисциплин для формирования более глубоких знаний у детей, их всестороннего развития. В яслях-саду «Алтын сака» робо-мыши служат средством передвижения для сказочных персонажей из фетра.
– На выставку мы привезли сказку «Репка», – говорит воспитатель яслей-сада Сабина Муканова. – С помощью простейших роботов мы кодируем последовательность появления персонажей. У каждой мышки своя кукла из фетра. Мы их изготавливаем в группах вместе с детьми, так как важно знать размеры устройства.
Здоровье от батыров
Четвертое направление связано с экологической культурой и формированием здорового образа жизни. Педагоги-дошкольники показали, как герои старых, добрых сказок участвуют в формировании гражданской ответственности и положительно влияют на физическую форму малышей.
Сотрудники карагандинского детского сада «Балакай» представили свой материал под объединенным названием «Крылья батыра», где в программу воспитания включены элементы национальных игр, различные театрализации, обучение обращения с предметами для верховой езды. Педагоги формируют у ребят образ батыра, сильного, ловкого и благородного, который с детских лет наделен самостоятельностью, смекалкой и ловкостью. Для закрепления материала педагоги даже практикуют плетение камчи. Цель проекта – организовать всестороннее развитие детей через все виды деятельности и дисциплины, которые преподаются в детском саду.
Интересный материал продемонстрировали на своем стенде педагоги детского сада «Еркетай» из Шахтинска. У них сказочные персонажи сделаны из подручных материалов: прищепок, крышек от бутылок, скотча. По словам музыкального руководителя Гульзамиры Алибековой, во многом с изготовлением учебного материала помогают родители. Конечно, и дети не остаются в стороне. В арсенале воспитателей еще много различных средств: лэпбуки, книжки-передвижки с персонажами на липучках, с образцами национальной одежды, блюд и музыкальных инструментов. Модели выполнены из бумаги, картона, ткани и фетра. Благодаря им каждый ребенок сам может создать любой сюжет с известными героями сказок, собрать образ для куклы или «организовать» праздничный стол.
– Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психологического развития, – сказала, открывая пленарную часть форума, директор учебно-методического центра развития образования Карагандинской области Бакыткул Абдикерова. – Если не уделять внимание особенностям развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.Сегодня мы обсудили актуальные проблемы дошкольного воспитания и обучения, обменялись опытом работы по развитию профессиональной компетентности педагогов детских садов.
Пособие для родителей
Высоко оценила методический и педагогический потенциал дошкольных учреждений области глава управления образования региона Гульсум Кожахметова. По ее словам, детские сады на сегодня поддерживают высокий уровень подготовки дошкольников, но «планка» будет еще подниматься.
– Мы сейчас движемся к такой модели, когда четко обозначены все критерии, нужные ребенку, и они озвучены родителям. Все должны знать, какой образ выпускника должен формироваться, – сказала Гульсум Шабдановна. – Это все в ваших руках, уважаемые коллеги! Мы начали большой проект – «Заочный детский сад». Благодаря ему родители, еще не попав в детский сад, уже знали, какие сказки читать, как играть с ребенком, как разговаривать.
О других более приятных «повышениях» рассказала в конце своего выступления о влиянии социальной-семейной среды на развитие ребенка директор РГУ «Институт раннего развитии детей при МПРК» Манара Адамова.
– В этом году с сентября заработная плата воспитателей будет повышена на 30% независимо от форм собственности учреждений, в 2024 г. – на 40%, в 2025 г. – на 30%, – сказала Манара Елекеновна. – До этого мы три года обращались с проектом повышения на 100% в Министерство финансов, он был отклонен. А с этого года стопроцентное повышения решили разбить на три этапа.
Это радостное известие вызвало бурную реакцию зала. С неменьшим воодушевлением слушатели приняли выступление ветерана педагогического труда Маулиды Жошиной, которая приятно удивлена изменениями, происходящими в сфере дошкольного воспитания и образования.
– Я очень рада, что воспитатели и руководители детских садов – очень продвинутые, работающие в духе времени специалисты, – сказала Почетный работник сферы образования. – Ваши воспитанники пели песни, играли на различных инструментах, душа радовалась. Я хочу всех поздравить с сегодняшним мероприятием! Думаю, что вы много вынесете из сегодняшнего
форума.
Также перед участниками форума выступили с докладами доцент кафедры Карагандинского университета имени Е.А. Букетова Нурсахан Бейсенбекова и представители детских садов Караганды и Абайского района.
В финальной части мероприятия отличившиеся в прошедшем учебном году педагоги дошкольных организаций были награждены почетными грамотами управления образования Карагандинской области.
Нина КРАМЕР
Карагандинская область