Любовь побеждает все

Как и чем можно оценить труд учителя? Наверное, только в том, кем и какими выросли те, кого он учил, давал не только знания, но и уроки жизни. Среди учеников  Любовь Кузьминичной КОЧЕГУРА  много успешных людей, два профессора специалисты разных сфер, профессионалы своего дела, и самое главное, все они стали достойными людьми, ни разу не омрачив звания Человека.

Дорога длиной в полвека

 – Все, не могу больше, не пойду в класс, увольняйте меня! – Любочка положила перед завучем учебники и заревела.

Шел 1942 год. Педагогов не хватало, многие были на фронте. А учить подрастающее поколение было нужно. Решение нашли быстро, лучших выпускниц,  вчера получивших аттестат зрелости, отправили преподавать.

Девчонкам было по 16-17 лет, ученикам, к которым их отправили, на пару лет меньше. Конечно, всерьез их не воспринимали, юным учительницам было нелегко. И Люба, не выдержав, пришла к завучу, Валентине Абрамовне, учительнице истории, эвакуированной из Ленинграда в далекий Казахстан.

Обладая большим жизненным и педагогическим опытом, она разрешила ситуацию очень просто и мудро.

– Нет, увольнять тебя я не буду. Давай сделаем так. Ты «заболеешь», горлышко шарфиком повяжешь, я буду вести уроки, а ты слушай, – на том и сошлись.

Почти месяц Люба сидела на уроках, которые вела Валентина Абрамовна. Старательно записывала, что-то конспектировала, чертила одной ей понятные схемы. Вот так,  пока  на передовой шли кровавые бои, а тыл жил девизом «Все для фронта, все для победы!», юная девчушка училась учить, и это было тоже очень важным вкладом в Победу.

– За время, пока сидела на уроках Валентины Абрамовны, я поняла главное: ученикам должно быть интересно, и обязательно с каждым нужно иметь контакт, – вспоминает наша героиня, с легкой руки и при поддержке старшей и опытной коллеги сделавшая первые шаги на педагогической стезе. А благодаря поддержке коллег Любовь Кузьминична осталась в профессии и проработала на учительском поприще без малого 53 года.

– То были годы войны, и мы все жили по законам военного времени. Трудовая дисциплина была жесткой, за опоздание могли осудить по статье, за неявку на работу и вовсе могло дойти до ареста. Я все это знала и все равно хотела «дезертировать» с трудового фронта, ведь  юность  разве мыслит здраво?  – рассказывает, улыбаясь, Любовь Кузьминична.

Издалека и навсегда

– Мамочка, как ты?!

Во время нашей беседы зазвонил городской телефон. Это дочь Любовь Кузьминичны, Светлана, хотела узнать, как дела у мамы.

– Света, деточка, у меня все хорошо! Как ты? Не болеешь?

Все обыденно, мать и ребенок ведут диалог. Маме – 94, дочери – 70 лет.

Светлана живет в Смоленске, у нее уже подрастают внуки, правнуки Любовь Кузьминичны. Каждый день в условленное время она звонит своей маме, чтобы услышать родной голос.

– Я родилась в Казахстане, мои родители в 1880-е годы приехали сюда в Мендыгаринский район из Украины. В 1951 году я уже вместе со своей семьей переехала в Федоровку из совхоза Ленинский, так и живу с тех пор здесь, – Любовь Кочегура ведет свой рассказ неспешно, как будто вспоминает каждый период своей жизни.

В начале 1950-х, когда началась целинная кампания, они  вместе с супругом перебрались в село Федоровку. Молодым специалистам выдали жилье – комнатку в бараке на несколько семей.  Каждой семье полагался закуток, отгороженный фанерой. И все были многодетные.

– Вот посудите сами.  У Блахотиных было шестеро детей, и все мальчишки, Береговские – пятеро, и так в каждой семье!  Утром родители уходили на работу, их не было весь день, часто возвращались к ночи. Нас там было почти 20 детей, это на четыре семьи. Конечно, мы дрались, выясняли, кто сильней и главней, бывало, сильно очень кулаками махали. Но вечером, когда приходили родители, мы молчали. Потому что, даже если ты наябедничаешь, никто не побежит выяснять отношения, не будет вмешиваться. Скажут только: «Дрались сами, вот и миритесь сами», – делится Любовь Кузьминична.

Вот так просто и незатейливо, но как мудро жили тогда люди. Это были обычные труженики, и они не знали ни про «личное пространство», ни про «здоровый эгоизм и его пользу»,  ни про «осознанное родительство». Они трудились на совесть, жили по совести, дружили с совестью.

– Мир, конечно, изменился. Поэтому изменилось многое, ценности, мировоззрение. Наверное, это необратимый процесс, динамика предполагает изменения. Но базовые понятия должны оставаться незыблемыми. Дружить без выгоды, любить искренне, трудиться честно – это и есть слагаемые достойной жизни, так мы учили детей, – вспоминает учительница, вырастившая несколько поколений учеников.

Любовь Кузьминична принимает звонки из самых разных стран. Ей звонят ее ученики, разлетевшиеся из родного села во все стороны света. Не забывают поздравить ее с днем рождения 2 сентября. На День учителя обязательно приходят с цветами ученики, живущие в селе. Многие из них уже сами пенсионеры, нянчат внуков, а учителя своего не забывают.

– Чаще других приходят Раечка Чудович, Маша Картпаева, Жумагали Арыстанов. Приходят всегда с букетами, с тортом, мы пьем чай, они рассказывают о своей жизни,  вспоминаем всех.  Многие из моих первых учеников прямо со  школьных парт ушли на фронт и не вернулись, я помню всех, каждого, кто остался навсегда юным в  моем сердце, – с неподдельной грустью и щемящей тоской рассказывает она, и перед глазами встает та самая Любочка, решившая, что педагогом ей быть не суждено.

Плач человеческий тоже ведь делится. Так вот самый горький из всех – плач потери ребенка, родного человека. И этот  плач, что горше всех, почти каждый день звучал тогда в селе.

– Утром встанешь, прислушиваешься, не голосит ли кто. Тогда ведь похоронки несли с утра, на ночь глядя не носили. И все знали, если идет делегация к какому-нибудь дому, значит, похоронка пришла в ту семью. И бабы начинали голосить, вой стоял весь день, все шли утешать, соболезновать, а получалось, что ревели хором, – тяжко вздыхает Любовь Кузьминична, тоже потерявшая родного  брата Василия на войне, больше 15 родных со стороны отца и матери.

 Мудрость в простоте

 Гиперактивные дети – это дети, которых излишне опекают, считает педагог с более чем полувековым стажем Любовь Кузьминична Кочегура.

Как вообще воспитать хорошего человека? Как не перегнуть палку, не перейти черту заботы?

Расспрашиваю свою собеседницу с таким интересом и надеждой, словно она может дать суперрецепт быстрого приготовления идеальных детей.

– Самое главное – детей надо слышать. Они всегда говорят нам о себе и своих переживаниях. Иногда словами говорят, иногда поведением, хулиганством своим сообщают, надо услышать и увидеть, – советует она, а я записываю на всякий случай.

– Родители и школа – это как два крыла, которые несут ребенка в будущее. Я всегда говорила родителям учеников: мы делаем одно общее дело, я учу, вы воспитываете, – говорит наша героиня.

После войны и потом народ жил просто, бедно, разруха сказывалась долгие годы. Но отличительной чертой людей того поколения было полное доверие учителю и безоговорочное уважение к его труду, к нему самому.

– Процент людей с высшим образованием тогда был гораздо ниже, чем сейчас. Но это никак не сказывалось на качестве их сознания.  Обыденным делом была высокая  внутренняя культура, ценность знаний была неоспоримой. И именно свет просвещения разгонит любую тьму и укажет путь всегда, – делится размышлениями заслуженный педагог Любовь Кочегура.

…Прекрасно, высоко твое предназначенье,
Святой завет того, которого веленье,
Премудро учредя порядок естества,
Из праха создало живые существа;
Но низко и смешно меж нас употребленье,
И недостойны мы подобья божества.
Чем отмечаем, жизнь, мы все твои мгновенья –
Широкие листы великой книги дел?…

Любовь Кузьминична декламирует Некрасова, также неспешно переходит на Есенина, мы с ней беседуем о творчестве Чехова, Толстого, Достоевского.

– Вы учитель русского языка? – спрашиваю я.

– Нет, я учитель математики и физики. Но поэзию люблю, читаю стихи каждый день, это тренирует память и помогает видеть красоту жизни, – отвечает она.

А я ставлю себе еще один зарубок – читать стихи каждый день. Потому что вижу сама, это на самом деле помогает видеть красоту и окружать себя красивым. В доме, на всех окнах, во дворе у Любови Кузьминичной море цветов: розы, хризантемы, астры, бархатцы, пионы…

Вот и в вазочке на столе они стоят, пестрым разноцветьем свидетельствуя: жизнь прекрасна, когда ты готов видеть ее красоту. И возраст явно этому не помеха.

Куаныш АСПАНДИЯ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий