Ради будущего
В Казахстане начата реализация национального проекта «Комфортная школа».
Как известно, в конце прошлого года правительство Казахстана утвердило пилотный национальный проект «Комфортная школа».
Он будет реализовываться с 2023 по 2025 годы. Согласно утвержденному плану, за три года по всей стране будут построены новые здания, соответствующие современным стандартам.
Вопрос строительства школ назревал давно, в сотнях школ, особенно в мегаполисах дефицит мест – одна из важных проблем. Причин тому несколько, это и увеличение рождаемости, и урбанизация, когда из аулов и поселков семьи переезжают в большие города. К примеру, за последние десять лет прирост учеников в школах столицы составил свыше 200 тысяч, и цифра ежегодно меняется только в сторону плюса.
В сельской местности ситуация несколько иная. Если на юге страны естественный прирост имеет положительное сальдо, то на севере, увы, количество учеников тенденции к увеличению особо не имеет и даже наоборот. В совокупности это привело к тому, что загруженность в школах столицы, а также общеобразовательных учреждениях Алматы, Шымкента резко выросла, усилив нагрузку. И классы в школах столицы, которые носят букву «Ы», «М», «Н», уже стали привычными.
Как решается вопрос? По информации пресс-службы акимата Астаны, до конца текущего года в эксплуатацию будут введены 11 школ, из них к новому учебному году свои двери распахнут три школы.
Кроме того, несколько школ Астаны теперь вместо порядковых номеров отныне носят имена известных личностей.
Так, школа-лицей №1 будет теперь будет зваться не иначе как школа-лицей №1 имени Героя Советского Союза, генерала-майора авиации Талгата Бигельдинова. Покоривший небо легендарный летчик за сбитые вражеские самолеты в воздушных боях был удостоен звания Героя Советского Союза в возрасте 24 лет. На его счету 305 боевых вылетов, несколько лично сбитых вражеских самолетов.
После войны Талгат Бигельдинов продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР и гражданской авиации.
Заслуженно увековечили имя и наркома просвещения, государственного деятеля, внесшего огромный вклад в развитие образования и казахской культуры, Темирбека Жургенова. Его имя присвоено школе-лицею №70.
Школа-лицей №92 теперь тоже больше не просто с номером, но и будет носить имя горного инженера, доктора геолого-минералогических наук, одного из первых учредителей Академии наук РК, заслуженного деятеля РК Акжана Аль-Машани.
А школе-гимназии №65 присвоено имя казахского поэта, публициста, педагога, одного из основателей новой казахской литературы, активного члена движения «Алаш» Магжана Жумабаева. А ученики школы-лицея №88 с нового учебного года будут учиться в школе имени поэта, писателя, автора более 50 поэтических сборников, литературно-критических и детских книг Кадыра Мырза Али.
Имя одного из основателей центральноказахстанской школы исполнения кюев в стиле шертпе, выдающегося кюйши, композитора Таттимбета присвоено школе искусств №1.
Соответствующее постановление столичный акимат уже подписал.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев не раз обращал внимание на данную проблему. В одном из своих Посланий народу Казахстана он отмечал, что «…каждый казахстанский школьник должен иметь достойные условия для обучения и всестороннего развития». Глава государства особо подчеркивал, что «строительство новых школ должно стать одной из приоритетных задач правительства и акимов». При этом, по предложению Президента РК Касым-Жомарта Токаева, все незаконно полученные средства, которые поступают в распоряжение государства в результате судов над коррупционерами, должны расходоваться на строительство школ.
Для решения задачи был инициирован национальный проект «Комфортная школа». Согласно документу, утвержденному правительством, прогнозный дефицит ученических мест на начало 2026-го (с учётом показателей рождаемости, урбанизации, внутренней миграции и износа зданий) оценивается в 1 миллион 117 тысяч. В наибольшей степени он ожидается в Астане, Алматы и Шымкенте, а также в демонстрирующих самый высокий уровень естественного прироста населения Туркестанской и Алматинской областях. Чтобы минимизировать этот дефицит, планируется до начала 2026-го, то есть в течение ближайших трёх лет, ввести в эксплуатацию «не менее 800 тысяч (при двусменном обучении) новых ученических мест в городах и активно развивающихся (перспективных) населённых пунктах».
Сегодня полным ходом идет реализация национального проекта «Комфортная школа», в рамках которого до 2026 года запланировано открытие более 400 новых школ с проектной мощностью свыше 800 тыс. мест (в две смены).
В текущем 2023 году в рамках пилотного национального проекта в области образования «Комфортная школа» планируется начать строительство 226 школ на 482 тыс. ученических мест (в две смены).
По информации местных исполнительных органов, до конца этого года будет введено 138 школ на 126 тыс. ученических мест (в две смены), в том числе по источникам финансирования:
– за счет средств ТОХ – 48 школ с проектной мощностью 25,7 тыс. мест (в две смены);
– за счет средств Фонда поддержки инфраструктуры образования – 59 школ с проектной мощностью 75,2 тыс. мест (в две смены);
– в рамках проектов ГЧП – 2 школы с проектной мощностью 8 тыс. мест (в две смены);
– за счет частных инвестиций – 29 частных школ с проектной мощностью 17,1 тыс. мест (в одну смену).
Стоит отметить, что свое название проект получил не просто так. Ожидается, что новые школы будут не только соответствовать всем техническим стандартам, но и то, что в них будет сформирована комфортная среда для обучения.
Куаныш АСПАНДИЯР
Загрузка...