Магжану Жумабаеву – 130 лет

Судьба уготовила  ему особую роль. Его труды по педагогике актуальны по сей день. Его стихи читают и сегодня. Его статьи и ныне служат мерилом журналистского мастерства. Он был одним из лучших слушателей литературных курсов в Москве. Его творчество высоко ценили коллеги. Любил народ.

В ауле Сарытомар на севере Казахстана, нынешний район имени Магжана Жумабаева, 130 лет назад в семье зажиточного степняка Бекена родился третий  сын.  У Бекена с супругой Гульсим в целом было семь сыновей и две дочери: Муслим, Кахарман, Магжан, Мухаметжан, Салтай, Калижан, Сабыржан, Гуляндан, Гулбарам. Всем своим детям отец дал начальное образование, а Магжан, Калижан и Сабыржан получили и высшее.  В то время не каждый родитель мог позволить себе такое, но Бекен, человек прогрессивных взглядов, понимал, что будущее за просвещенными людьми, и делал все возможное, чтобы его дети не остались в тьме неграмотности.

Магжан отличался с раннего детства, у него был острый ум, цепкая память, способность к стихосложению тоже проявились рано. Но, к сожалению, ранние стихи акына не сохранились. Уже в четыре года он умел читать на нескольких восточных языках: арабском, персидском, турецком. После окончания медресе Бегишева Магжан поступает в Медресе-Галия. Способного ученика замечает известный классик татарской литературы, педагог  Галымжан Ибрагимов. Он и советует талантливому юноше совершенствовать и развивать свои знания. При его поддержке в 1912 году в Казани выходит в свет первый сборник  Магжана Жумабаева. После выхода в свет сборника «Шолпан» он завляет о себе как поэт, и народ его принимает.

Тогда же Мыржакып Дулатов и Ахмет Байтурсынов настоятельно рекомендуют Магжану изучать русский язык. Так для него открывается мир русской поэзии. Вскоре Магжан поступает в Омскую педагогическую семинарию, одновременно он сотрудничает с газетой «Қазақ». В годы учебы в Омске он создает общество  «Бірлік», редактирует рукописный журнал «Балапан».

Магжан вступает в ряды «Алаш Орды», его включают в состав областного комитета партии. Однако активно политикой акын не занимается, много времени он уделяет своему творчеству, трудится в журналистике, возглавляет газету «Бостандық туы», а в 1922 году издает свой труд «Педагогика».

Особенно продуктивным в его биографии можно назвать ташкентский период. Именно тогда выходят в свет поэма «Батыр Баян», цикл стихов, посвященных Туркестану, публицистические труды об Акан серы, Бухар жырау, Абубакре Диваеве. Он продолжает сотрудничать с газетой «Ақ жол» и журналом «Шолпан». В 1922-1923 годах в издательстве в Казани вышли сразу два сборника Магжана, которые стали ярким свидетельством его поэтического таланта.

Большую роль в становлении личности Магжана сыграли академик Григорий Потанин, акын, ученый Мыржакып Дулатов и директор семинарии Александр Сидельников. Уже после первой встречи с ним академик Потанин говорил о том, что его ждет яркое будущее, проведя аналогию с Шоканом Уалихановым. К сожалению, яркая звезда Магжана погасла, едва успев зажечься. Как и многие представители передовой интеллигенции, он был уничтожен тоталитарной системой.

В июле 1929 г. Магжана арестовали. Его забрали из дома в Петропавловске.

 Как и другие десятки членов  партии «Алаш Орда» Магжан  был осужден на 10 лет каторжных работ и отправлен в карельские леса на Соловки, в известный лагерь для политзаключенных. Благодаря хлопотам Максима Горького он вышел оттуда, но ненадолго.

В 1937 горестном для казахского народа году великий поэт, писатель, педагог снова был брошен в застенки, в этот раз навсегда. Он уходил, понимая, что вряд ли вернется, но все же нашел в себе силы сказать жене: «Я не прощаюсь. Ведь даже сам Бог не карает дважды за один и тот же грех…»

 В 1938 году он был расстрелян.

 Магжан очень любил свой народ, свою землю и очень тонко и умело передавал внутренний мир казахов.

Его поэмы «Батыр Баян», «Қорқыт», «Жүсіпхан» вошли в сокровищницу казахской литературы. Магжан переводил на казахский язык произведения Гейне, Гете, Лермонтова.

А его рассказ  «Шолпанның күнәсі» стал первым произведением в казахской прозе с элементами психологического анализа и попыткой вглядеться в коридоры  человеческого подсознания.

 Творческое наследие Магжана Жумабаева дошло до нас благодаря его второй супруге Зулейхе. Свыше 20 лет она хранила от всех труды акына,  веря, что его звезда вновь зажжется.

Надежды ее оправдались, 8 июля 1960 года по решению суда Магжан Жумабаев был реабилитирован посмертно.

В родном ауле акына Сарытомар, в местной школе в 1989 году один кабинет был отведен под музей Магжана Жумабаева. Инициатива принадлежала неравнодушному жителю Ерику Каскейулы. Тогда же в музее появились первые экспонаты, которые собирали всем аулом.

Через четыре года у соснового бора был поставлен четырехкомнатный сруб, так музей справил новоселье. В центре совхоза был установлен памятник поэта, автор работы – акмолинский скульптор Азат Баярлин. В 2003 году в канун празднования 110-летия акына памятник был перенесен и установлен возле музея.

В 2008 году в музее был произведен капиатльный ремонт, обновлены экспозиционный и мемориальный залы. И в июне этого года состоялось торжественное открытие обновленного музея.

Почитатели таланта акына могут посетить музей, увидеть предметы быта, личные вещи поэта. Так, например, есть книга «Педагогика», изданная в 1922 году в Ташкенте, документы, подтверждающие учебу в Омской педагогической семинарии, личные записи поэта. Одним из ценных экспонатов музея является сборник «Өлеңдер жинағы», вышедший в свет в 1923 году в Ташкенте. Стоит отметить, изданию сборника сильно помог друг и соратник Магажана Султанбек Кожанов, работавший в те годы секретарем Туркестанского ЦК. Открывается книга вступительным словом Султанбека Кожанова. Книгу в 1989 году в дар музею передала супруга акына Злиха.

Каждый экспонат, словно страница летописи не только отдельной семьи, но и целой страны.

…Вот старая кровать, почерневшая от времени, принадлежавшая семье Жумабаева Бекена, старинный сырмак, по которому ступали ноги будущего поэта,  сапоги Злихи, цветастая шаль – лучший подарок для модниц в те времена. Глядя на них, мысленно переносишься во времена, когда жил Магжан…

Всего в музее свыше 500 уникальных экспонатов.

Сохранившие в себе следы былых дней, они являются поистине ценными реликвиями.

 

Куаныш АСПАНДИЯР

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий