International seminar for educational leaders
Состоялась поездка в Малайзию на международную стажировку группы педагогов из Казахстана и Узбекистана, организованная компанией Global Nomad Education (руководитель А.М. Канагатова, Казахстан) совместно с Capital Sdn Bnd (Баян Нишан, Малайзия). Новая рефлексия, профессиональный международный нетворкинг обеспечены были стопроцентные. В качестве информационного партнера проекта была приглашена газета «Білімді ел – Образованная страна». Вашему вниманию наш репортаж.
Школа IB: акцент на индивидуальные способности
Международная школа Fairview Kuala Lumpur (FISKL), основанная в 1978 году, является ведущей международной школой в Малайзии, предлагающей полный набор учебных программ IB. Эта школа – единственная международная школа IB в Малайзии, предлагающая широкий спектр программ IB: Программа начальной школы (PYP), Программа средних школы (MYP) и Дипломная программа (DP).
Международная школа Fairview является членом Fairview Global, растущей региональной сети международных школ, занимающихся развитием обучения в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами. В школе учатся дети из 40 стран, в основном работающих иностранцев или их родители направили учиться и жить как в отличную, качественную школу.
Высококвалифицированные преподаватели, в основном получившие международную подготовку и опытные преподаватели, обеспечивают качественное образование учащихся от дошкольного до 13-го класса, что завершается получением широко признанного диплома IB. В FISKL учащимся предлагается исследовать и открывать для себя среду обучения, которая охватывает индивидуальные способности.
Кампус поддерживает философию IB, студенты получают возможность учиться с помощью творческой и инновационной педагогики IB. Fairview использует лучшие методы обучения со всего мира. Все кампусы спроектированы с учетом требований обучения в 21 веке, оснащены усовершенствованной цифровой беспроводной связью и новейшими образовательными технологиями. Ученики не только достигают высоких результатов в учебе, а также развиваются социально, эмоционально и физически. Учителя говорят, что их ученики покидают Fairview гражданами мира, мыслящими на международном уровне, обладающими необходимыми навыками для решения многих задач 21 века. Здесь не разделяют учеников с особенными потребностями от других сверстников. Они обучаются в равных условиях, никто не акцентирует внимания на особенностях детей, и оттого, уверены педагоги школы, у детей больше возможностей адаптированности к жизни. «Если специально уделять им внимание, ученики не будут развиваться, мы даем равенство и поддержку». В целом, в этой школе IB считают важным найти подход к любому ученику, который после каждого урока должен выйти с реально полученными только что знаниями. На вопрос, что он сегодня узнал нового и полезного от своего учителя на уроке, он должен уметь ответить, «иначе урок прошел вхолостую».
– Когда мы поняли, что университеты любят брать студентов из школ IB, и эта программа есть и в начальной школе, и в средней, мы подумали, почему нет? – вспоминает директор школы. – Мы были первые в Малайзии, кто начал школы IB, начинали с нуля. Чтобы понять, как это делать, мы поехали в Штаты, в Гонконг, Австралию – изучать данную программу. Когда начали внедрять программу, дети были счастливы, а родители возмущались, как так нет домашних уроков? Первым делом мы начали менять мышление и подходы к обучению наших учителей. Так начинался наш первый опыт, который сегодня можно считать уверенно успешным. IB – это система преподавания, обучения, которой следуют учителя, ученики, родители, и это не догма, ее можно адаптировать в ваших условиях. Главное – придерживаться системы.
Цитата: Алмагуль КАНАГАТОВА, глава компании Global Nomad Education:
– Глобальный опыт необходим, полезен. Это всегда новые горизонты, новая рефлексия, новый опыт. Однозначно педагогам надо выезжать на международные стажировки. Через путешествия – приятное с полезным – открывается мир. Иначе мы застынем в своем локальном мире. Отрадно, что, выезжая, нередко восклицаем с гордостью и позитивом: «Вау, это у нас уже есть и давно успешно работает!». Новые пространства помогают новым взглядом посмотреть на свой образ жизни, работу, развитие. Начинаем понимать, что у нас есть, к чему мы пришли и как лучше двигаться дальше. За последние годы произошло много изменений в наших детсадах, колледжах, вузах, и, встречаясь с коллегами из других стран, мы понимаем, над чем еще надо работать, чтоб стать лучше и конкурентоспособнее. После каждой поездки вижу, как люди находят новые смыслы, контакты – это здорово. В этот раз мы говорили про менеджмент в образовании, про информационные технологии, персонализацию, индивидуализацию, инклюзию. Мы много задавали вопросов, работали в команде, обращали внимание на необходимость передачи знаний, не оставаясь «глухим телефоном». Помимо обучения, педагоги видят культуру другой страны, гостеприимство, сервис. Представители сферы образования не должны жить обособленно и монотонно «школа – дом»: мир другой, ценности другие, современные дети другие. В Малайзии мы еще побывали на концерте нашего любимого Димаша Кудайбергена, глобальной звезды – он невероятно талантлив и большой патриот Казахстана! Мы болели за него, радовались, гордились, это было невероятное действо, наполненное колоссальной энергетикой! Нам важно готовить таких талантливых, как Димаш, успешных, одухотворенных, в прекрасном смысле амбициозных детей – граждан нашего уникального Казахстана.
SUNWAY Education Group
В крупной в Малайзии Sunway Education Group работает 16 тыс. человек.
– Sunway International Schools является частью Sunway Education Group. И школа, и колледж, и вуз – мы все развиваемся, хоть и каждый в своем направлении, но вместе, – рассказал директор школы. – Если говорить о школе, главная наша забота – об учителях и учениках. Для нас важны стабильность кадров, знания, методы преподавания, оценки учащихся. Большое внимание уделяется дополнительному образованию. В Малайзии 300 международных школ, и чтобы быть уникальными, эта школа выбрала канадскую программу обучения. Учитель – в школе самая значимая фигура, он на виду, он в центре внимания, если у него какие-то вопросы, нюансы, он всегда может подойти к администрации и обсудить, вместе мы находим любые решения и пути. Статус учителя высокий, хотя среди малазийской молодежи выбирают больше профессии, связанные с инженерией, айти и т.д. Если отметить, какие ученики, постковид показал: дети стали очень сильно привязаны к гаджетам, соцсетям. Особенно ученики младших классов. У нас есть родительский совет, раз в месяц я как директор устраиваю кофе-брейк с его членами и раз в шесть недель для родителей учеников младших классов день открытых дверей. Родители смотрят весь процесс обучения изнутри.
«Совет учителям: возвращайте родителей в их школьное время, когда они были детьми. «Вы хотите, чтобы ваш ребенок так же был зажат и страдал, как когда-то вы в школе?». Мы проводим работу с родителями, чтобы они давали свободу своим детям, и определились, какую выбирают систему образования – традиционную или современную. Если они выбирают старую, традиционную, мы говорим: тогда эта школа не для вас. Наша школа современная и дает новые конкурентоспособные знания!».
В университете Sunway прекрасная инфраструктура, все основные здания в студенческом городке соединены между собой подвесными мостами, везде освещение, безопасность 24/7. В части досуга здесь шопинг-мол, тематический парк, кафетерий, стадион. Студентам предоставляется страховой полис и услуги студенческой клиники. Даже в ковид студентам не надо было ехать далеко, все услуги и лечение они получали при необходимости здесь. Студенты вуза могут год проучиться в Малайзии, а потом перевестись на два года в вузы Австралии и других вузов-партнеров по миру. Студентов из любой страны принимают на основании айлтс или онлайн-тестирования на английском языке. Предоставляется грант 5 тыс. рингитов при поступлении по результатам оценок в аттестате. Общежитие в 5 минутах ходьбы от вуза. Классный оснащенный вуз – чего стоит библиотека Harvard Collection.
CITY University Malaysia
Здесь прекрасные спикеры, лекторы, опытные преподаватели, деканы, даже пенсионного возраста, такие устремленные, динамичные, энергичные. Например, одна из них начала свою карьеру в 1997 году учителем начальных классов, потом окончила вуз и стала преподавать в средней школе, далее магистратура в Японии, работа в министерстве и сейчас в вузе. Выполняя различные задания, наши педагоги активно отвечали и предлагали свои варианты, видения. Очень интересно было наблюдать за мозговыми штурмами педагогов – в командной игре они вместе дружно искали ответы на поставленные тренером задачи и задания. Вся работа шла в компьютерной сети. Чтобы учить детей, надо самим стать «компьютерными гениями»… Командный подход объединяет даже раньше не коммуницировавших друг с другом учителей (учеников), и вместе они развивают свои навыки, критическое мышление, знания.
Доктор Fadzilah: «Коллеги, давайте смотреть на учеников материнскими глазами, учитель учит, мать воспитывает. Я всегда думаю: а как бы я учила и воспитывала этого ученика на месте его матери? Материнский инстинкт дает лучшие подсказки в работе с учениками!». Доктор Suhaidah Binti Tahir провела занятие «Компьютерные игры для тех, кто работает с детьми». У неё самой 11 детей и 38 внуков! Говорит, чтобы быть ближе к детям, ученикам, надо понимать и знать их мир увлечений. Профессор Datuk Dr. Yasmin Hussain все время отмечала: на всех уровнях образования надо думать о том, чтобы дать лучшие знания ученикам! Она училась, работала в разных странах, в том числе в Африке, и говорит: есть страны, где школьникам нечего носить, нет книг, принадлежностей, и они ходят в школы раньше начала занятий и после не спешат уйти, потому что дома их не ждёт ничего радостного. А детям Казахстана, Узбекистана, Малайзии повезло – у них есть все для того, чтобы учиться и развиваться. А от учителей зависит, как им в этом помочь!».
В Высшей школе образования City University мы также побывали в симуляционном центре вуза, где готовят работников детсадов. Детсад от 4 до 6 лет. В этой комнате предоставляют студентам практические навыки ухода за детьми, массажа, гигиены, развития сенсорики, моторики, профориентации с раннего детства. Очень уютный, компактный центр. 40 процентов теории и 80 процентов практики.
Следующая тема лекции на тему «Инклюзивное образование». Это важное направление в сфере современного образования любой страны, и все, кто работает в образовании, должны понимать и уметь работать с детьми с особенными потребностями.
В целом CITY U является высшим учебным заведением, способствующим прогрессу благодаря инновациям и предпринимательству. Университет был основан в 1984 году и работает в области образования уже 38 лет. CITY U предлагает более 70 программ для студентов из 60 стран мира. Студенты обучаются по разным программам от программы подготовки Foundation до программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры. CITY центр непрерывного образования и профессиональных исследований проводит обучение мирового уровня и ставит перед собой задачу улучшить качество коммуникаций людей на рабочем месте.
MAHSA SCHOOL
В этой школе ученики выбирают язык обучения – малазийский, китайский, арабский, английский. Очень большое внимание творческим навыкам, коммуникациям. Популярны дисциплины на выбор искусство, дизайн. Многие ученицы сами шьют дизайнерскую одежду и представляют их на различных школьных показах. Школьники делают миниатюрную мебель, различные изделия из дерева. Зашли в кабинет китайского языка, если закрыть глаза и открыть, ощущение, что ты в Китае: интерьер, стены расписанные, книги и очень позитивный преподаватель. Надо сказать, в школе все учителя позитивные, все улыбаются, максиально жизнерадостно работают с детьми. Сама директор может запросто сесть за столик с учениками или на пол к деткам в детском саду, который тоже есть в школе, и начать с ними играть. Все школьники узнают директора в лицо и легко, непринужденно вступают с ней в разговор. Очень хорошо оборудованные предметные кабинеты, музыкальная студия. В младших классах в уголке кабинетов обязательно релаксационная зона – уставший ребенок может прилечь на коврик, облокотиться об подушки или даже уединиться в палатке и, например, поспать. Не возбраняется – разрешается! А какие кабинеты для учителей, например, у учителей физкультуры своя вотчина, очень уютная и вся в спортивном стиле. Медицинский пункт, столовая – везде прекрасные условия.
Далее мы посетили MANSA University, решили увидеть, как здесь готовят врачей, в частности стоматологов, сегодня эта специальность обрела необычайную популярность среди абитуриентов. Посетили огромный симуляционный зал, где студенты учатся лечить и оперировать зубы. Начиная с 3 курса студенты участвуют в лечении реальных пациентов, а на последнем ведут самостоятельный прием пациентов в университетской зубной клинике, профессор со стороны оказывает координацию и вмешивается в процесс лишь в сложных случаях. В университете мы побывали в самых разных залах подготовки будущих врачей – уровень оснащения впечатлил. Например, операционная самая настоящая, от А до Я со всем необходимым инвентарем. Здесь же мы все прошли курс оказания первой медицинской помощи при остановке сердца. Оказывается, есть специальная портативная аппаратура, которую должен иметь под рукой любой, у кого проблемы с сердцем – это настоящее спасение и альтернатива скорой помощи. Интересно, у нас такие продаются? Совет от одного преподавателя, был задан вопрос о сохранности здоровья: «Ешьте много фруктов, овощей, бокал красного вина в день не повредит, и не стрессуйте. О курении, вейпах, сигаретах нет речи – они содержат много опасных канцерогенов. «Проблемы с давлением? Больше двигайтесь, много двигайтесь и правильно питайтесь. С этим шутить нельзя, высокое давление изнашивает сосуды, и сердце даст сбой. Еда и образ жизни – вот что важно для сохранения здоровья!» – это сказал старый врач, который помимо глубоких знаний показал нам не только забальзамированные им лично части организма, но и высушенные части тела (сорри за подробности) спортсмена, который сам при жизни разрешил использовать его тело для медицинских исследований в случае смерти. Доктор работает с изучением органов и учит студентов много лет, только вскрытий головы он лично провел 90 раз. Признаться, мне стало не по себе от увиденного в мединституте, но коллеги сказали: «Кто-то же должен этим заниматься, и прекрасно, что наука развивается и медицина не стоит, благодаря в том числе таким исследованиям, на месте!». Действительно. Здесь же мы увидели цифровой интерактивный стол, на котором показываются не только органы, а «снимая послойно кожу, можно доходить визуально до всей структуры организма – мозга, лимфы, мышц, сосудов, лимфатической системы, нервной системы, при чем все это можно смотреть увеличивая, в разрезе, дойти до дна глазницы и, кажется, до каждой мельчайшей клетки, чего надо изучать, смотреть студентам, чтобы быть классными докторами. И это лишь верхушка увиденного нами в этом вузе айсберга…
P. S. Каждая зарубежная поездка, обмен опытом дают ещё одно большое полезное в наше время преимущество – языковое. Многие участники поездки в Малайзию отметили, что это очень важно и нужно! Английский язык наши педагоги таким образом совершенствуют – респект. Благодарю за прекрасную организацию поездки педагогов за новым опытом и знаниями в прекрасную страну Малайзия. Здесь очень рады гостям и тем, кто хочет расти и развиваться!
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Куала-Лумпур – Астана
Фото автора