Abai University разрабатывает Кодекс цифровой этики

Всё возрастающие в наше время темп и интенсивность жизни, количество необходимой для обработки информации, расширяющийся круг общения, глобальность задач современного человека настоятельно требуют новых подходов и решений. А новый, цифровой, стиль общения уже стал ощутимо нуждаться в правовом регулировании. Отвечая на эти запросы времени, КазНПУ имени Абая в рамках целевого финансирования Министерства науки и высшего образования РК на 2023-2025 годы осуществляет проект «Кастомизация системы формирования сетевой коммуникативной культуры, цифрового этикета преподавателей и студентов в online community вуза». О том, какие важные изменения ждут по исполнении этого проекта не только университет, но и всю страну, рассказывает руководитель проекта, доктор педагогических наук, профессор Улжаркын Абдигапбарова.

– Расскажите, пожалуйста, об онлайн-комьюнити в целом и насколько оно на данный момент развито в университетах. Какую деятельность можно осуществлять внутри цифрового сообщества?

– Вообще, онлайн-комьюнити – это группа людей, которые общаются и делают что-то вместе в Интернете. Они могут разговаривать на форумах, социальных сетях, обмениваться идеями или помогать друг другу с чем-то.
Онлайн-комьюнити преподавателей и студентов в вузе представляет собой виртуальное пространство, где участники учебного процесса могут общаться, сотрудничать, обмениваться знаниями и опытом, а также выполнять учебные задания и проекты через онлайн-платформы или системы.
Цифровые сообщества вузов существуют, но имеют ряд недостатков, к примеру:
– различные аспекты цифрового сообщества могут находиться на разных платформах или в разных системах, что создает фрагментацию информации. Это может затруднять доступ к ресурсам и услугам, а также усложнять общение и сотрудничество между членами сообщества;
– сложность интеграции: разнородные цифровые системы, используемые в университете, могут иметь ограниченные возможности интеграции друг с другом. Это может затруднить передачу данных или синхронизацию информации между разными платформами;
– потеря централизованности: отсутствие единой централизованной платформы или системы для всех аспектов цифровой жизни вуза может привести к потере удобства использования и общности среди участников сообщества;
– сложности обучения и адаптации: студентам и преподавателям требуется время и усилия для освоения и использования различных цифровых платформ и инструментов, что замедляет процесс обучения и работы;
– увеличение нагрузки на техническую поддержку: различные системы и платформы требуют технической поддержки, и при разрозненности может возникнуть большая нагрузка на службы поддержки для устранения проблем и обеспечения работоспособности систем.
Для преодоления этих недостатков необходимо стремиться к интеграции и унификации цифровых платформ, созданию более единой и удобной системы для всех участников цифрового сообщества вуза. Это позволит улучшить доступность, общность и эффективность цифрового опыта в учебных заведениях.
В онлайн-комьюнити вуза используются образовательные платформы, где студенты могут получать доступ к учебным материалам, выполнять задания, смотреть лекции и участвовать в обсуждениях. Созданы чаты и форумы для обсуждения учебных вопросов, обмена мнениями, сотрудничества между преподавателями и студентами. Использование платформ для проведения онлайн-вебинаров, лекций или групповых обсуждений позволяет взаимодействовать в режиме реального времени. Осуществляются коллективная совместная работа над проектами, обмен документами, обсуждение идей и взаимная поддержка. А также преподаватели через онлайн-платформы предоставляют обратную связь студентам, оценивают их работы, а студенты могут обсуждать результаты и улучшать свои навыки.

– Насколько мы знаем, цифровое сообщество университета основывается на новейшей платформе. Что это за платформа?
– Безусловно, платформа CyberEdNetworks – новый тренд не только в Казахстане, но и в мире, она обеспечивает операционную эффективность, видимость, охват и гибкость в технологизации любого процесса. И в рамках проекта мы будем адаптировать ее для полной цифровизации учебного процесса вуза.
Более того, мы открыли Smart Laboratory, структурно состоящую из трех взаимосвязанных блоков: Академия оnline-педагогики, Центр цифровых технологий BeProff, Интерактивная видео-студия.
Академия оnline-педагогики – это уникальная возможность для студентов и профессорско-преподавательского состава создавать дизайнерские проекты для образовательной онлайн-среды.
Центр цифровых технологий BeProff – реальный шанс не только повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов, но и полностью сформировать систему мониторинга вузовского образования.
Интерактивная видеостудия используется для проведения вебинаров, семинаров и лекций в режиме онлайн.
Студия интерактивной видеозаписи EdSmart Premium Led Doska – это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для видео- и аудиозаписи, обработки полученного материала в итоговое видео, получения информационных презентаций, проведения онлайн-лекций и веб-конференций. С ее помощью можно записывать интерактивные инструкции и лекции, проводить уроки и конференции, а также многое другое, используя уникальные возможности взаимодействия с интерактивной презентацией.
Это очень ценный инструмент взаимодействия учителей с учениками посредством цифровых технологий, соответствующий всем требования Министерства науки и высшего образования РК по цифровизации учебных процессов.
Интерактивная видео-студия позволяет создавать контент профессионального уровня благодаря инновационной LED-доске и программному обеспечению без монтажера. Видео-студия предоставляет цифровую лабораторию для преподавателей, подготовки видеоуроков, курсов повышения квалификации, презентационных программ и т.д. с тем, чтобы они могли проводить свои занятия на высоком технологическом уровне.
– В описании проекта заявляется об открытии массовых онлайн-курсов и появлении новых образовательных программ. Расскажите о них, пожалуйста.

– Да, действительно, будут разработаны: МООК «Культура СКК и ЦЭ» на платформе OpenKZ и курсы повышения квалификации, в фокусе которых будут культура онлайн-педагогики, этические аспекты в онлайн-образовании, а также методика интерактивной видеозаписи EdSmart Premium Led Doska.
Относительно новых образовательных программ, планируется разработка программы элективного курса для БД ОП «Педагогические науки». Курс поможет будущим педагогам развить необходимые навыки и компетенции для эффективной работы и взаимодействия в цифровой среде, учитывая особенности и требования педагогической профессии. Он будет включать такие разделы: культура онлайн-педагогики: изучение методов и стратегий эффективного использования цифровых технологий в образовательных целях, в том числе применение онлайн-ресурсов и инструментов для обучения и взаимодействия в учебном процессе; этические аспекты в онлайн-образовании: рассмотрение этических вопросов и проблем, связанных с использованием цифровых технологий в образовании, включая проблемы конфиденциальности данных, авторские права и т.д.

– Планируется ли создать в рамках проекта еще какой-то интересный цифровой инструмент?

– Будет осуществлена работа над видеотекой «Сетевая автобиография», которая может содержать ряд видеоматериалов и контента, который помогает создать и представить цифровую, онлайн или сетевую автобиографию человека.
Вот несколько возможных элементов, которые могут войти в эту видеотеку.
Обучающие видеоролики: краткие уроки или инструкции по созданию сетевой автобиографии. Они могут включать шаги, инструменты и рекомендации по выбору контента для представления в онлайн-формате.
Примеры и образцы: видеоролики, показывающие различные типы сетевых автобиографий, чтобы люди могли видеть разнообразие возможностей для представления себя в онлайн-среде.
Советы по представлению себя в сети: видеоматериалы, где эксперты делятся советами по выбору контента, форматов, стилей и тонов для успешного создания сетевой автобиографии.
Кейс-стади и истории успеха: видео с рассказами людей, которые достигли успеха благодаря своей сетевой автобиографии, или о том, как они использовали свои онлайн-профили для достижения целей.
Мастер-классы: подробные видеоуроки, где специалисты демонстрируют, как использовать различные онлайн-инструменты (социальные сети, блоги, сайты) для формирования эффективной сетевой автобиографии.
Интервью с экспертами: видео, где специалисты в области сетевого маркетинга, личного брендинга или HR делятся своими советами и стратегиями по созданию уникальной и эффективной сетевой автобиографии.
Рекомендации по безопасности и конфиденциальности: видеоматериалы, посвященные защите личных данных и конфиденциальности в онлайн-пространстве при создании сетевой автобиографии.

– Поделитесь, пожалуйста, какие планируется провести практикумы, тренинги, методические сценарии.

– Цель предстоящих тренингов – сформировать позитивные и здоровые практики использования цифровых технологий, повысить осведомленность и компетентность в онлайн-коммуникации, а также создать устойчивые и уважительные взаимоотношения в виртуальном мире.
Основные направления психологических тренингов по сетевой коммуникативной культуре и цифровому этикету таковы:
– развитие навыков эффективной онлайн-коммуникации: обучение умению ведения продуктивных и уважительных диалогов в цифровой среде, учитывая особенности коммуникации через Интернет, такие как использование электронной почты, социальных сетей, чатов и видеоконференций;
– создание здоровых онлайн-отношений: помощь в понимании важности уважительного общения в сети, развитие навыков устойчивости к онлайн-конфликтам, предупреждение цифрового негатива (как онлайн-троллинг, кибербуллинг и т.д.) и создание позитивных отношений в виртуальном пространстве;
– осознанное использование цифровых платформ: обучение правилам этикета в онлайн-среде, включая конфиденциальность, безопасность и уважение к чужой частной информации, а также развитие критического мышления при использовании цифровых технологий;
– повышение осведомленности об информационной безопасности: обучение правилам безопасности в сети, осознание угроз цифровой безопасности и принятие мер для защиты личной информации и данных в онлайн-среде;
– развитие эмоциональной компетентности в цифровом пространстве: помощь в развитии умения управлять своими чувствами и эмоциональными реакциями в онлайн-коммуникациях, а также содействие в улучшении эмоционального благополучия в цифровой среде.

– Вы взяли на себя инициативу по созданию Кодекса цифровой этики Казахстана. Что Вас побудило к этому?

– СКК стала неотъемлемой частью нашей жизни. Наблюдая ряд ситуаций, включая неадекватное поведение в онлайн-среде, недостаток уважения к личной информации, негативное общение в социальных сетях и непонимание этических норм в цифровом пространстве, я осознала необходимость установления четких правил и норм для создания здоровой и уважительной обстановки в онлайн-взаимодействиях. Это позволит участникам чувствовать себя безопасно, защищать свою частную жизнь и развиваться в сетевом пространстве, соблюдая этические нормы и уважая друг друга.
Кодекс цифровой этики будет разрабатываться в Казахстане впервые, он будет внесен в нормативные правовые акты МНВО РК. Кодекс будет регулировать поведение людей в цифровой среде и нацелен на поддержание здоровых и продуктивных онлайн-взаимодействий и на обеспечение безопасности, уважения и этичности в Интернете.
В него войдут следующие аспекты.
Конфиденциальность и безопасность данных: обязательства по защите персональной информации, соблюдение приватности в онлайн-среде и осведомленность об угрозах информационной безопасности.
Уважение к другим участникам сети включает в себя правила уважения к мнению других, избегание онлайн-негатива (например, троллинга, кибербуллинга) и поддержание положительной атмосферы в онлайн-среде.
Цифровая грамотность: способность критически оценивать информацию из сети, умение отличать факты от мнений, а также использование цифровых технологий с эффективностью и осознанностью.
Ответственное поведение в сети: это включает соблюдение законов и нормативов в онлайн-пространстве, а также осознанное и этичное использование цифровых ресурсов.
Устойчивость к цифровым искажениям и манипуляциям: понимание методов цифровой манипуляции и способность критично оценивать информацию, которую мы встречаем в сети.
Поддержка цифрового благополучия: осознание важности эмоционального и психологического благополучия в онлайн-среде, помощь в создании поддерживающей и позитивной атмосферы.

– По Вашему мнению, что дает системе образования введение цифрового сообщества?

– Цифровое сообщество в вузе, несомненно, способствует улучшению образовательного процесса. Это и доступ к разнообразным учебным материалам, онлайн-курсам, библиотечным ресурсам, и активное общение и сотрудничество через форумы, чаты, онлайн-конференции, и гибкость и удобство обучения – студенты могут изучать материалы в собственном темпе, а также в любом месте, где есть доступ к Интернету, и, конечно, индивидуализированное обучение – цифровые системы вуза могут предоставлять персонализированный контент и учебные материалы, учитывая уровень знаний студентов (в том числе ООП), их интересы и потребности, что помогает сделать обучение более эффективным.

– Спасибо Вам за интервью, будем ждать появления нового кодекса, желаем Вам успеха в реализации проекта!

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий