От призвания к признанию: путь лучшего педагога-2023 к успеху
С 2012 года в Казахстане проводится конкурс «Лучший педагог». За 11 лет награды получили 624 учителя, включая 34 педагога из Северного Казахстана. В 2023 году на участие в конкурсе была подана 961 заявка. Лучшими в своей профессии стали 64 педагога организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального образования. Одной из победительниц названа представитель Северо-Казахстанской области, учитель истории областной специализированной школы лицея-интерната для одарённых детей ЛОРД Виктория БОРОДАЙ.
– Виктория Викторовна, прежде всего, поздравляем вас с заслуженной победой в конкурсе «Лучший педагог-2023». Ваши ученики регулярно завоёвывают награды на олимпиадах областного и республиканского уровней. Вы является автором ряда методических работ. За свой вклад в образование неоднократно отмечены благодарственными письмами, грамотами и дипломами. Ваша победа в этом конкурсе для педагогической общественности была закономерным результатом. А как вы восприняли такой результат? Расскажите, пожалуйста, о пути к этой награде. Какие личные и профессиональные качества, по вашему мнению, были ключевыми в достижении такого успеха?
– Я, как и любой человек, ждала результатов. Но, конечно же, было волнение, ведь это колоссальный труд, огромная затрата энергии и времени, это эпопея длиною в целый год. На награждение победителей в Астану я отправилась со своей семьёй, это моя главная поддержка в любых моих начинаниях. Особой неожиданностью был приезд директора школы Гульжан Жакановой. В этот момент я ощутила поддержку своего коллектива, семьи, близких и всей области. Это было важное событие не только в моей жизни, но и в профессиональной деятельности.
Если опираться на личные и профессиональные качества, с уверенностью могу сказать, что повлияло колоссальное трудолюбие. Во-вторых, это уверенность в своих силах. Я не привыкла останавливаться. Встречая огромное количество людей на разных этапах жизни, я всегда стараюсь чему-то научиться и перенять лучшие качества. А нам, учителям, в этом плане везёт, потому что мы всегда общаемся с молодыми людьми, и они какие-то другие, и у них всегда есть чему поучиться. В-третьих, смелость. Считаю, если мне выпала эта возможность, то ею надо обязательно воспользоваться. Моя победа – это симбиоз разных качеств, которые я развиваю в себе. Как я люблю говорить, человек обречён на успех, стоит только захотеть.
– Виктория Викторовна, в вашей педагогической практике, безусловно, есть много инновационных методик и подходов, которые делают ваши уроки особенно интересными. Поделитесь одним-двумя примерами, которые, на ваш взгляд, особенно эффективны в обучении и развитии учащихся?
– С детьми нужно найти контакт. Я стараюсь, чтобы между мной и моими учениками было взаимодействие. А если говорить о преподавании и методиках, то в какой-то мере я использую различные приёмы. Но на уроках истории мы не применяем стандартные приемы, а адаптируем их. Один из любимых приёмов – «Ромашка Блума». Мы адаптировали его с учётом потребностей обучающихся: один из учеников задаёт вопросы разных уровней, а другой ученик рисует ответ в виде сравнительных предметов, комиксов и схем, что помогает развить критическое мышление. После «оживления» терминов рисунки используются в работе на протяжении всего учебного года.
– Известно, что образовательный процесс постоянно эволюционирует, и учителям необходимо быть на одной волне с новыми трендами и технологиями. В связи с этим как вы поддерживаете свою профессиональную актуальность и готовы ли делиться секретами своего непрерывного обучения?
– На самом деле для того, чтобы быть профессионально актуальным, надо не только «вариться в своём котле», но и общаться со своими коллегами за пределами школы. Это может быть работа в творческой группе историков области, олимпиады и конкурсы, в которых я выступаю в качестве жюри, разработка тестов для олимпиад и видеоуроки по истории. Видеоуроки я готовлю с коллегами: разрабатываем концепцию и снимаем мы сами. Ранее после лицензирования и коррекции мы запускали их для телезрителей.
И самое главное, это курсы. На самом деле я люблю учиться, ходить на предметные курсы. Самое важное на курсах для меня – это обмен опытом с коллегами из других организаций образования.
– Виктория Викторовна, вы заговорили о курсах, мы знаем, что в августе 2023 года вы прошли курсы повышения квалификации в филиале «Өрлеу» по СКО. Как эти курсы повлияли на ваш профессиональный рост, способствовали ли они вашей победе в конкурсе? Есть ли конкретные навыки или знания, полученные во время обучения, которые вы хотели бы выделить?
– Курсы повышения квалификации существенно повлияли на мой профессиональный рост, обогатив мои навыки и знания. В процессе обучения я приобрела конкретные навыки, которые являются неотъемлемой частью моей работы и повысили мою эффективность.
Один из главных навыков – это умение применять новейшие информационные технологии в сфере образования, например, использование виртуальной и дополненной реальности в обучении. С помощью виртуальных экскурсий и симуляций ученики могут участвовать в интерактивных и погружающих уроках, что помогает им лучше понять и запомнить учебный материал. Таким образом, курсы повышения квалификации имеют существенное значение для профессионального роста педагога и всегда помогают в достижении показателей по правилам аттестации. То есть педагог активно пополняет портфолио, делится опытом, пишет статьи, методические материалы – все эти возможности открывают курсы повышения квалификации.
Кроме того, на курсах мы получаем возможность обмена опытом с коллегами. Перенять навыки и умения других педагогов, при этом не теряя своей индивидуальности, – это пазлы, которые помогают развиваться и идти в правильном направлении.
– Виктория Викторовна, лучшие учителя часто вдохновляют своих коллег и учеников. Кто или что вдохновляет вас продолжать расти профессионально и оставаться в авангарде образовательного процесса?
– Я хотела бы отметить педагога-мастера, учителя истории Первого городского общеобразовательного IT-лицея г. Петропавловска Никулина Сергея Владимировича. Это педагог с огромным багажом знаний, который создал свой сайт, приложение для учащихся и подготовил многих учеников к олимпиадам и конкурсам.
На моём жизненном пути встречалось большое количество людей, которые меня вдохновляли, это мой классный руководитель со школьной скамьи, мои коллеги и даже ученики, они меня тоже учат многому. Мне всегда везло с людьми, я верю, что жизнь нас сводит с людьми не просто так.
– Виктория Викторовна, несмотря на 16-летний педагогический стаж и весомые достижения, вы очень молоды и делитесь своим опытом с начинающими педагогами. Какие советы вы могли бы им дать для эффективного профессионального роста?
– Советы хороши, когда их просят. Главный совет – верить в себя и в свои силы, не сдаваться на половине пути, а идти вперёд с высоко поднятой головой. И, конечно, любить свою профессию. Контактировать с детьми, потому что они всё чувствуют. Дети – это маленькие психологи, если они будут чувствовать контакт, то педагог обязательно получит отдачу. Также хочу сказать, что педагоги должны активно участвовать в конкурсах, несмотря на предмет и стаж, ведь конкурсы профессионального мастерства являются показателем работы.
– Виктория Викторовна, большое спасибо за то, что поделились с нами своими мыслями, опытом и мудростью. Желаем вам дальнейших успехов в обучении подрастающего поколения и новых творческих достижений.
Самал ИСМАГУЛОВА,
PR-специалист ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по СКО