Взгляд изнутри на развитие образования в Японии. Внедрение проектов в школе

 В период с 9-17 марта 2024 г. мне, учителю физической культуры с города Астана, работающему в настоящее время в школе-гимназии №83 им. Ы.Алтынсарина, посчастливилось повысить квалификацию в организациях образования Японии. Местом  проведения были города: Токио, Гифу, Нагоя. В ходе поездки мы ознакомились с системой дошкольного,  среднего и старшего образования.

Посещали детские сады с мировым имением, например детский сад «ФУДЗИ», также средние и старшие школы такие как “OchanomizuUniversityJuniorHighSchool” старшая школа, колледжи  ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ «KogeiHighschool”  и другие образовательные учреждения. На основе этой поездки хотел поделиться своими впечатлениями и небольшими выводами.

Целью образования в Японии является: уважать традиции и культуру, любить свою страну и родной город, которые их взрастили, уважать другие страны и культивировать отношение, способствующее миру и развитию международного сообщества, к чему и наша система образования стремится. Как же выглядит система образования в Японии изнутри рассказываю как очевидец.

Дошкольное образование: сюда относятся ясли, детский сад и специальные школы с коррекционной программой для детей с инвалидностью,  школьное образование: включает в себя школы с тремя ступенями —сё:гакко (начальная), тю:гакко (средняя) ико:то:гакко (старшая) и высшее и специальное образование. Вузы, колледжи.

Как мы знаем учебный год в Японии состоит из трех триместров. Первый триместр с 6 апреля по 20 июля. Второй триместр с 1 сентября и до 26 декабря. Третий триместр с 7 января и по 25 марта.  Поразило одна из особенности образования Японии –  это Закон о диете (правильное питание). Как таковых столовых в японских школах нет, поэтому обедают ученики в своих классах. Дежурные накладывают еду и после убирают. Правильному питанию уделяют огромное внимание с детского сада, все расписано и изображено наглядно для понимания. Основа здоровья – это еда, где присутствуют все необходимые элементы : белки, углеводы, микроэлементы, витамины и т.д.

Еще одну из особенностей хотелось бы отметить –это цель научить правильному поведению, дисциплине, самостоятельности, уважению, состраданию, организованности в начальной школе. Это является главной целью образования  на этой стадии.  Живут по принципу «Не выделяйся», «Чем меньше свободного времени, тем лучше».  Особое внимание  выделяют спорту, творчеству, сотрудничеству «я и природа».

Безопасность – этот компонент особенно важен в образовании Японии. У каждого школьника имеется свой «тревожный чемоданчик». Культура безопасности — важная часть японского воспитания. Детей просвещают, какие их могут подстерегать опасности.  В школах проводятся уроки ОБЖ: 6 лет — в младшей школе, 3 года — в старшей. Дети учатся оказывать первую медицинскую помощь. Японским школьникам напоминают об ответственности и дисциплинированности каждую неделю.

Уберечься от бытовых травм помогает простое решение: у каждого класса свой кабинет. Только учителя перемещаются по школе, меняя аудиторию.

Японцы считают, что ношение формы организует детей. У каждой школы собственный дресс-код. Также мне было интересно узнать и  о системе физического воспитания. В Японии здоровье граждан — часть национальной идеи, поэтому физическому воспитанию в школах уделяют очень много внимания. Тут преподают не спорт, а именно физическую культуру. В школе, как правило, преподаётся 8-10 видов спорта, и для каждого есть свой преподаватель. Учитель физкультуры в Японии — не просто физрук, он должен иметь ещё и медицинскую квалификацию. В первом классе ребёнка тестируют и выявляют проблемы со здоровьем, анатомические особенности, склонности к определённым видам нагрузок. Если у школьника обнаруживаются проблемы со здоровьем, учитель физкультуры ведёт его до самого окончания обучения. Составляет программу питания, особые упражнения. Главная цель — выпустить из школы здорового человека, который знает особенности своего организма, владеет культурой движения и питания

При поступлении в учебное заведение каждый ученик сдает определенные экзамены, включая физкультуру. По результатам экзамена, на которых определяются физические возможности и общее состояние организма, учащиеся получают индивидуальную программу, которая содержит рекомендации по упражнениям и питанию. Если у учащегося обнаруживаются некоторые проблемы со здоровьем, то они непременно учитываются преподавателем физкультуры при составлении индивидуальной программы. Также при переходе из одной ступени в другую сдаются экзамены по физической культуре. В любой школе, неважно, частная она или государственная, физкультура проводится как минимум три раза в неделю. Программа включает в себя: общефизическую подготовку, гимнастику, легкую атлетику, плавание, игры с мячом, танцы, формирование навыков здорового образа жизни. Помимо уроков физкультуры многие учащиеся занимаются в спортивных клубах, чаще всего, бейсбол, футбол, теннис и другие игры с мячом. Хотелось бы отметить, что особой популярностью пользуются клубы с национальными видами спорта – дзюдо, где были мы очевидцами  проведения одного из уроков по дзюдо, айкидо и карате. Клубы возникают по инициативе учащихся – в каждом избирается президент, заместитель, казначей и секретарь, ответственные за работу клуба. Однако курирует его именно преподаватель. В Японии каждый год на государственном уровне проводится День Физкультуры. В этот день в городах устраиваются массовые утренние разминки и зарядки. В течение дня проходят соревнования, как по традиционной лёгкой атлетике, так и по другим видам спорта. Особенно активно День Физкультуры празднуется в японских школах. Как и во всех странах  дети любят физическую культуру, здесь  в японских школах  отчетливо понимают, что быть здоровым – это важно. Болеть в этой стране не модно.

Стоит отметить, что в каждой школе Японии есть своя собственная униформа – что касается и спортивной формы также. К сожалению, у нас это не соблюдается везде. В школах действуют строгие правила дресс-кода – так, при входе в здание ученики оставляют свою обувь в шкафчиках и надевают сменную обувь – не выполнив данного условия, учащийся не допускается до занятий.  Вот такие небольшие заметки хотелось бы отметить для себя и поделиться с вами.

Вот вашему вниманию небольшое сравнение системы образования Казахстана и Японии.  Сходство и различия.

Япония:

  1. Учебный год – три семестра, ранняя профилизация, обучение в старшей школе по направлениям.
  2. Расписание уроков. Каждую неделю учатся по новому расписанию и узнают его лишь в пятницу. Старшая школа – платная.
  3. Большинство уроков проводится на природе или в научных музеях.
  4. Традиции и культура на протяжении всей жизни.
  5. Вступительные экзамены в старшую школу.
  6. На протяжении всего процесса обучения развитие логики, творчества, музыки.
  7. Каждая школа в год два раза проводит фестивали по спорту.
  8. Учащийся старшей школы по окончанию учебного года защищает свой проект.
  9. Самостоятельность (ходят в школу, выбирают специальность, ответственность за свои поступки).
  10. Нет столовых, прием пищи в классе.
  11. Со слабоуспевающими учащимися во время учебного процесса занимается педагог-ассистент.
  12. Дисциплина (вовремя приходят в школу, выполнение устава школы, внешнего вида, в обучении, коммуникации со взрослыми).
  13. Каждый японец ответственный за свое здоровье (нет больничных).
  14. Все что не комфортно, ведет к развитию.
  15. Ротация среди педагогов.

Казахстан:

  1. Учебный год – четыре четверти.
  2. В Казахстане 2 направления – ОГН и ЕМН.
  3. Расписание на четверть. Бесплатное образование.
  4. На природе уроки физической культуры, уроки истории проводятся в музеях.
  5. Мероприятия по национальным ценностям проходятся по плану.
  6. В старшую школу учащиеся зачисляются по желанию родителя.
  7. Музыка, изобразительное искусство, труд изучаются в малом объеме.
  8. Проводятся спортивные состязания между школами.
  9. Научные проекты по желанию.
  10. Полная зависимость от решения родителей
  11. Имеется столовое помещение.
  12. Работу со слабоуспевающими ведут сами педагоги.
  13. Нет дисциплины или недостаточное.
  14. Нет ответственности за свое здоровье.
  15. Все что не комфортно, ведет к жалобам и скандалам. Ротация только первых руководителей.

Что внедрить возникает вопрос? А не нужно изобретать велосипед,  прежде всего культуру поведения  и дисциплину налаживать, она то у нас есть в той или иной степени. Нести достойно нашу культуру и проявление простого уважения к друг  другу, чтобы было комфортно окружению нашему, как это делается в японских школах.

Вот такие непутевые заметки получились  у меня.

Кусаинов Кайрат Зейникешович,
учитель физической культуры школы-гимназии № 83 им.Ы.Алтынсарина, Г.Астана.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий