Взгляд изнутри на развитие образования в Японии. Внедрение проектов в школе
В период с 9-17 марта 2024 г. мне, учителю физической культуры с города Астана, работающему в настоящее время в школе-гимназии №83 им. Ы.Алтынсарина, посчастливилось повысить квалификацию в организациях образования Японии. Местом проведения были города: Токио, Гифу, Нагоя. В ходе поездки мы ознакомились с системой дошкольного, среднего и старшего образования.
Посещали детские сады с мировым имением, например детский сад «ФУДЗИ», также средние и старшие школы такие как “OchanomizuUniversityJuniorHighSchool” старшая школа, колледжи ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ «KogeiHighschool” и другие образовательные учреждения. На основе этой поездки хотел поделиться своими впечатлениями и небольшими выводами.
Целью образования в Японии является: уважать традиции и культуру, любить свою страну и родной город, которые их взрастили, уважать другие страны и культивировать отношение, способствующее миру и развитию международного сообщества, к чему и наша система образования стремится. Как же выглядит система образования в Японии изнутри рассказываю как очевидец.
Дошкольное образование: сюда относятся ясли, детский сад и специальные школы с коррекционной программой для детей с инвалидностью, школьное образование: включает в себя школы с тремя ступенями —сё:гакко (начальная), тю:гакко (средняя) ико:то:гакко (старшая) и высшее и специальное образование. Вузы, колледжи.
Как мы знаем учебный год в Японии состоит из трех триместров. Первый триместр с 6 апреля по 20 июля. Второй триместр с 1 сентября и до 26 декабря. Третий триместр с 7 января и по 25 марта. Поразило одна из особенности образования Японии – это Закон о диете (правильное питание). Как таковых столовых в японских школах нет, поэтому обедают ученики в своих классах. Дежурные накладывают еду и после убирают. Правильному питанию уделяют огромное внимание с детского сада, все расписано и изображено наглядно для понимания. Основа здоровья – это еда, где присутствуют все необходимые элементы : белки, углеводы, микроэлементы, витамины и т.д.
Еще одну из особенностей хотелось бы отметить –это цель научить правильному поведению, дисциплине, самостоятельности, уважению, состраданию, организованности в начальной школе. Это является главной целью образования на этой стадии. Живут по принципу «Не выделяйся», «Чем меньше свободного времени, тем лучше». Особое внимание выделяют спорту, творчеству, сотрудничеству «я и природа».
Безопасность – этот компонент особенно важен в образовании Японии. У каждого школьника имеется свой «тревожный чемоданчик». Культура безопасности — важная часть японского воспитания. Детей просвещают, какие их могут подстерегать опасности. В школах проводятся уроки ОБЖ: 6 лет — в младшей школе, 3 года — в старшей. Дети учатся оказывать первую медицинскую помощь. Японским школьникам напоминают об ответственности и дисциплинированности каждую неделю.
Уберечься от бытовых травм помогает простое решение: у каждого класса свой кабинет. Только учителя перемещаются по школе, меняя аудиторию.
Японцы считают, что ношение формы организует детей. У каждой школы собственный дресс-код. Также мне было интересно узнать и о системе физического воспитания. В Японии здоровье граждан — часть национальной идеи, поэтому физическому воспитанию в школах уделяют очень много внимания. Тут преподают не спорт, а именно физическую культуру. В школе, как правило, преподаётся 8-10 видов спорта, и для каждого есть свой преподаватель. Учитель физкультуры в Японии — не просто физрук, он должен иметь ещё и медицинскую квалификацию. В первом классе ребёнка тестируют и выявляют проблемы со здоровьем, анатомические особенности, склонности к определённым видам нагрузок. Если у школьника обнаруживаются проблемы со здоровьем, учитель физкультуры ведёт его до самого окончания обучения. Составляет программу питания, особые упражнения. Главная цель — выпустить из школы здорового человека, который знает особенности своего организма, владеет культурой движения и питания
При поступлении в учебное заведение каждый ученик сдает определенные экзамены, включая физкультуру. По результатам экзамена, на которых определяются физические возможности и общее состояние организма, учащиеся получают индивидуальную программу, которая содержит рекомендации по упражнениям и питанию. Если у учащегося обнаруживаются некоторые проблемы со здоровьем, то они непременно учитываются преподавателем физкультуры при составлении индивидуальной программы. Также при переходе из одной ступени в другую сдаются экзамены по физической культуре. В любой школе, неважно, частная она или государственная, физкультура проводится как минимум три раза в неделю. Программа включает в себя: общефизическую подготовку, гимнастику, легкую атлетику, плавание, игры с мячом, танцы, формирование навыков здорового образа жизни. Помимо уроков физкультуры многие учащиеся занимаются в спортивных клубах, чаще всего, бейсбол, футбол, теннис и другие игры с мячом. Хотелось бы отметить, что особой популярностью пользуются клубы с национальными видами спорта – дзюдо, где были мы очевидцами проведения одного из уроков по дзюдо, айкидо и карате. Клубы возникают по инициативе учащихся – в каждом избирается президент, заместитель, казначей и секретарь, ответственные за работу клуба. Однако курирует его именно преподаватель. В Японии каждый год на государственном уровне проводится День Физкультуры. В этот день в городах устраиваются массовые утренние разминки и зарядки. В течение дня проходят соревнования, как по традиционной лёгкой атлетике, так и по другим видам спорта. Особенно активно День Физкультуры празднуется в японских школах. Как и во всех странах дети любят физическую культуру, здесь в японских школах отчетливо понимают, что быть здоровым – это важно. Болеть в этой стране не модно.
Стоит отметить, что в каждой школе Японии есть своя собственная униформа – что касается и спортивной формы также. К сожалению, у нас это не соблюдается везде. В школах действуют строгие правила дресс-кода – так, при входе в здание ученики оставляют свою обувь в шкафчиках и надевают сменную обувь – не выполнив данного условия, учащийся не допускается до занятий. Вот такие небольшие заметки хотелось бы отметить для себя и поделиться с вами.
Вот вашему вниманию небольшое сравнение системы образования Казахстана и Японии. Сходство и различия.
Япония:
- Учебный год – три семестра, ранняя профилизация, обучение в старшей школе по направлениям.
- Расписание уроков. Каждую неделю учатся по новому расписанию и узнают его лишь в пятницу. Старшая школа – платная.
- Большинство уроков проводится на природе или в научных музеях.
- Традиции и культура на протяжении всей жизни.
- Вступительные экзамены в старшую школу.
- На протяжении всего процесса обучения развитие логики, творчества, музыки.
- Каждая школа в год два раза проводит фестивали по спорту.
- Учащийся старшей школы по окончанию учебного года защищает свой проект.
- Самостоятельность (ходят в школу, выбирают специальность, ответственность за свои поступки).
- Нет столовых, прием пищи в классе.
- Со слабоуспевающими учащимися во время учебного процесса занимается педагог-ассистент.
- Дисциплина (вовремя приходят в школу, выполнение устава школы, внешнего вида, в обучении, коммуникации со взрослыми).
- Каждый японец ответственный за свое здоровье (нет больничных).
- Все что не комфортно, ведет к развитию.
- Ротация среди педагогов.
Казахстан:
- Учебный год – четыре четверти.
- В Казахстане 2 направления – ОГН и ЕМН.
- Расписание на четверть. Бесплатное образование.
- На природе уроки физической культуры, уроки истории проводятся в музеях.
- Мероприятия по национальным ценностям проходятся по плану.
- В старшую школу учащиеся зачисляются по желанию родителя.
- Музыка, изобразительное искусство, труд изучаются в малом объеме.
- Проводятся спортивные состязания между школами.
- Научные проекты по желанию.
- Полная зависимость от решения родителей
- Имеется столовое помещение.
- Работу со слабоуспевающими ведут сами педагоги.
- Нет дисциплины или недостаточное.
- Нет ответственности за свое здоровье.
- Все что не комфортно, ведет к жалобам и скандалам. Ротация только первых руководителей.
Что внедрить возникает вопрос? А не нужно изобретать велосипед, прежде всего культуру поведения и дисциплину налаживать, она то у нас есть в той или иной степени. Нести достойно нашу культуру и проявление простого уважения к друг другу, чтобы было комфортно окружению нашему, как это делается в японских школах.
Вот такие непутевые заметки получились у меня.
Кусаинов Кайрат Зейникешович,
учитель физической культуры школы-гимназии № 83 им.Ы.Алтынсарина, Г.Астана.