С развитием не расставайтесь!
Как привлечь обучающихся к педагогической профессии? Как совершенствовать систему сопровождения молодых педагогов в первый год работы в организации образования и помочь им не разочароваться? Как поддержать начинающих методистов и руководителей?
Эти вопросы побудили к разработке проекта, подпроектов, которые объединяет общая идея – непрерывное развитие… Развитие обучающихся на этапе профессионального определения, педагогов – на этапе вхождения в профессию, методистов и руководителей – на этапе овладения методическими, управленческими компетенциями… Часто в начинании встречаются некоторые проблемы. И здесь важно поддержать, направить, сопроводить.
Как? Отвечая на этот вопрос, мы выстроили свою систему.
Основополагающим можем назвать проект «Педагог в непрерывном образовании», который включает подпроекты «Педагогом я бы стал…», «Педагогический конструктор для молодых учителей», «РИТМ – развитие инновационного творческого методиста».
Целью мы рассматриваем личность педагога, готового к повышению профессионального роста в формальных, неформальных, информальных условиях, самореализации и самовыражению в условиях современных вызовов и устойчивого развития образования.
Сформировалась система действий, способствующих достижению цели. Наши подходы, формы работы позволяют обучающимся приобрести навыки командообразования, лидерства, проактивности.
В чём особенность?
В работе с обучающимися, желающими стать педагогом, особое внимание уделяется профессиональным пробам. Для подготовки участников педотрядов, педстудий погружаем в методические мастерские, где изучаются эффективные техники, методы, особенности планирования урока… Также изучается пропедевтический курс «Будущий учитель» по авторской программе Набатниковой Т.И.
Традиционным уже стал ежегодный областной Слёт будущих педагогов.
Большая часть школ-участников проекта являются клубами ЮНЕСКО.
Эффективность складывающейся системы видим в результатах опроса участников проекта: 100% респондентов отмечают интересную программу проекта, 92% впечатляет международное сотрудничество и возможность познать новое, 83% ребят отмечают, что им нравится проводить уроки и участвовать в подготовке к уроку рядом с учителем.
Таким образом, успешность проекта мы видим в количестве поступивших на педагогические специальности (в 2023 году – 73%), в повышении активности учащихся в школьном самоуправлении, в заинтересованности школьников в самореализации.
В рамках педагогического конструктора для молодых учителей система методической поддержки предусматривает блочное погружение в актуальную тему: «Урок как событие», «Оценка – это важно!», «НПА: есть вопрос – есть ответ», «Безбарьерная школа», «Архитектура исследования» и др.
В течение месяца участники проекта еженедельно «прокачивают» знания в онлайн-режиме, а завершающим мероприятием является встреча-Bootcemp.
Важно отметить такую особенность, как участие в занятиях выпускников школ подпроекта «Педагогом я бы стал…» – студентов педагогических колледжей и вуз. Это свидетельствует о преемственности проекта.
В анкете 76% начинающих педагогов отмечают среди других эту форму наиболее эффективной.
Научно-методическим советом ЦПМ НИШ (Астана) методические рекомендации «Педагогический конструктор для молодых учителей» одобрены и рекомендованы для распространения.
Школа «РИТМ – развитие инновационного творческого методиста» объединила начинающих методистов и руководителей школ в стремлении стать успешными. Диапазон тем включает различные темы, например, «Информационно-аналитическая работа», «Эффективная команда: управление изменениями в школе», «Как управлять собственной эффективностью?» и др.
Мы видим целесообразность нашей работы с будущими и начинающими педагогами через создание развивающей среды, в которой культура отношений, возможность осмысления собственных ресурсов, организация пространства способствуют развитию личностного и профессионального потенциала. А значит принятие чёткой установки – очень важно непрерывно развиваться!
Татьяна НАБАТНИКОВА,
магистр педагогических наук, заместитель директора КГУ «Методический центр» Управления образования акимата Костанайской области
