Профессиональные навыки имеют фундаментальное значение
В своём Послании Глава государства К.К. Токаев объявил 2025 год Годом рабочих профессий, поставив задачу осуществить реформу системы технического и профессионального образования. С точки зрения поставленных задач реформирования системы ТиПО это коренной пересмотр устоявшихся процессов, традиций в системе подготовки рабочих кадров в Казахстане. Она предполагает существенные изменения, возможна даже смена основополагающих принципов, отдельных норм и положений, ведущих к принципиально новому результату и созданию новой системы ТиПО, соответствующей современным требованиям экономики и общества.
На заседании Правительства Министерству просвещения совместно с отраслевыми министерствами поручено разработать Комплексный план по реформированию технического и профессионального образования. В Послании Главой государства К.К. Токаевым подчёркнуто, что «реформа профессионального образования становится абсолютно важной с точки зрения обеспечения роста экономики и её инвестиционной привлекательности». Республика Казахстан обладает богатыми природными ресурсами и достаточно дешёвыми рабочими силами, огромной территорией посевных площадей пшеницы (хлеба) и «нескончаемыми лозунгами и различными программами» быть лидером, чтобы привести нашу страну к индустриальной революции. Для этого в экономике, в хозяйствах должны работать профессионалы более высокой квалификации. Вместе с тем, после 30 лет суверенитета мы являемся свидетелями иного вида революции, и органы управления труда и занятости, государственный комитет по статистике страны из года в год информируют население о потребностях работодателей-производственных компаний в профессиональных кадрах управленческого, технического и обслуживающего труда.
Изучение опыта развитых стран, которые не могут конкурировать своими природными ресурсами и дешёвой рабочей силой, показывает: успех зависит от экономики, где превалирует высокий уровень сервиса и индустрия с высокой добавленной стоимостью. А добавленную стоимость создают специалисты с высокой квалификацией. Ведущие экономисты и аналитики экономически сильных стран говорят о том, что в 21 веке нашими природными ресурсами являются люди и их нераскрытый потенциал. Именно профессиональные навыки раскроют данный потенциал. В будущем же процветание экономики любой страны будет зависеть от уровня профессиональных навыков людей.
Если наша страна сможет поднять профессиональные навыки наших людей, и в первую очередь обучающейся молодёжи в системе образования (СО, ТиПО, Ви ПВО), экономическое вознаграждение для нашей страны будет существенным – более высокая продуктивность, рост благосостояния народа и создание социальной справедливости. Без развития профессиональных навыков казахстанцев мы будем винить себя в постоянном снижении конкурентоспособности, уменьшении экономического роста и сомнительном будущем всего населения страны. Обеспечение повышения профессиональных навыков населения обеспечит продуктивность экономики и даст возможность Казахстану конкурировать с лучшими странами мира (ОЭСР). Это задача не из лёгких.
Профессиональные навыки имеют фундаментальное значение для экономического и социального благополучия любой страны. Примеров предостаточно: Сингапур, Южная Корея, КНР, Малайзия и другие. Именно в этих странах были проведены удачные реформы развития человеческих ресурсов. Если мы хотим быть экономически сильным, социально развитым государством, мы должны быть более амбициозными, заниматься системно и целенаправленно развитием основ человеческих ресурсов, проводить реформу системы технического и профессионального образования. Требования со стороны экономики, работодателей на профессиональные навыки из года в год будет непреклонно расти. Технологическое развитие в мировой экономике происходит быстрее, чем мы представляем, конкурентное давление увеличивается на все сектора экономики. Самый наглядный и всем понятный пример – автомобилестроение. Буквально за считаные пару последних лет на мировом рынке появились такие гиганты известных всему миру марок, о которых 40-50 лет никто и думать не мог.
Наши рынки потребления изо дня в день наполняются иностранной продукцией и увеличивающимися объёмами внешнего сервиса. Экономически развитые страны постоянно рассматривают возможности наращивать темп экономического роста, а это зависит от профессиональных навыков и знаний их работоспособного населения.
Нужно иметь здоровую самокритичность и констатировать: профессиональные навыки нашей страны далеко не на мировом уровне, и с этим пора что-то делать, если мы хотим видеть экономическое процветание государства. Несмотря на видимый текущий прогресс, в Казахстане существуют значительные социальные и региональные неравенства с высоким уровнем бедности, низким уровнем занятости населения и сравнительно высоким уровнем неравенства доходов. Повышение уровня профессиональных навыков населения может стать основой решения всех этих проблем. Законодательная основа и предпосылки необходимости пересмотра существующей системы подготовки кадров технического и обслуживающего труда, оценки и учёта роста уровня квалификации работников у нас имеется: в прошлом году по инициативе Главы государства разработан и принят Закон РК «О профессиональных квалификациях».
Уверен, разработка и реализация Комплексного плана по реформированию технического и профессионального образования, включающего в себя меры по техническому обеспечению колледжей, требования к преподавательскому составу и программам обучения, оценки качества работы колледжей и их финансированию, а также полноценное внедрение Закона РК «О профессиональных квалификациях» должны заложить основу развития качества человеческих ресурсов Казахстана.
Поручение Президента страны о необходимости реформирования существующей системы технического и профессионального образования Казахстана является очень своевременной, безотлагательной задачей Правительства РК, всех нас. Профессионализм – самый важный рычаг для создания богатства и уменьшения социальной нищеты.
Кадырбек БОРИБЕКОВ,
Советник президента НАО «Talap» Министерства просвещения РК, член Общественного совета г. Астаны, эксперт по вопросам технического и профессионального образования