Читающая нация начинается с библиотеки: кто формирует грамотность и пробуждает любовь к книгам
Роль школьных библиотекарей в повышении грамотности сложно переоценить. Как показала моя собственная практика в этой профессии, школьная библиотека – это не просто место, где дети берут книги, а пространство, где формируется культура чтения и любви к знаниям. Работа в библиотеке стала для меня настоящим призванием, и с тех пор я не перестаю убеждаться в её важности для образовательного процесса.
Я, Кутубаева Тлектес Омерзаковна, работаю школьным библиотекарем уже 31 год. Моя история в этой профессии началась случайно, хотя, возможно, всё было предопределено с самого детства. Я всегда любила читать – настолько, что в день могла прочитывать по книге. В нашей сельской библиотеке я была частым гостем, и однажды, когда там освободилось место, мне предложили работу. Так я поступила заочно на обучение и осталась работать библиотекарем. С тех пор я прошла через десятки семинаров, мероприятий, вступила в Ассоциацию школьных библиотекарей и продолжаю совершенствовать свои навыки. Здесь хочу выразить благодарность своей коллеге Бащибековой Бахтыкан Долдабековне, которая оказала поддержку на моём профессиональном пути.
За последние годы в библиотечной сфере произошли заметные изменения. В школьные библиотеки начали поступать новые книги, многие учреждения обновили свои фонды, сделали редизайн, а в некоторых школах даже внедрили программы, автоматизирующие нашу работу. Всё это делает работу библиотекарей более эффективной и приятной. Однако профессия библиотекаря – это не только техника и книги, но и особое умение наладить контакт с детьми, посоветовать им подходящую литературу, вдохновить на чтение.
Многие говорят, что профессия библиотекаря исчезает, что её скоро заменят роботы и искусственный интеллект. Я считаю, что никакой робот не сможет заменить человеческий подход. Библиотекари – это не просто специалисты, выдающие книги, мы настоящие наставники. Мы помогаем ребёнку не просто выбрать книгу, а иногда найти ответы на жизненные вопросы. Например, ко мне часто приходят первоклассники, которые ещё не знают, что им нравится. В такие моменты важно посоветовать что-то интересное, показать путь к литературному миру.
Сейчас дети стали читать больше. Несмотря на стереотипы о снижении интереса к книгам, в нашей школе это совершенно не так. Чтение стало трендом, и дети регулярно делают заявки на новую литературу. Мы постоянно пополняем фонд школы комиксами, фантастикой, сказками и классическими произведениями. Среди наших проектов – «Один класс – одна книга» и «READx», где дети обсуждают прочитанное и делятся впечатлениями. Важное место в наших инициативах занимает букчеллендж «Прочитай книгу и получи подарок». Этот проект не только мотивирует учеников, но и развивает их творческие способности.
В свете всех изменений в мире библиотекари должны идти в ногу с технологиями. Нам важно не только разбираться в литературе, но и уметь представлять свою работу в социальных сетях, создавать видеоролики и презентации. Современные курсы помогают осваивать новые технологии, а также поддерживать связь с детьми через цифровые ресурсы.
Однако для того, чтобы библиотекари продолжали вносить свой вклад в повышение грамотности, необходимо признать их важную роль в образовательной системе. Мы согласны на аттестации, на повышение квалификации, главное, чтобы наша работа была оценена по достоинству. Библиотекари, особенно в школах, должны иметь статус, приравненный к педагогам, как это сделано в России и некоторых других странах.
В рамках профессиональной деятельности я также участвую в программе «Біртұтас тәрбие», которая напрямую связана с будущим Казахстана. Эта программа отражает триаду «справедливый Казахстан – ответственный гражданин – прогрессивная нация» и нацелена на воспитание честных и справедливых граждан, которые ставят на первое место честный труд и общественное благо. Программа формирует у детей и молодёжи ключевые ценности, такие как независимость и патриотизм, справедливость и ответственность, трудолюбие и профессионализм, закон и порядок, единство и солидарность, созидание и инновации.
Эти ценности напрямую перекликаются с моей работой как библиотекаря. Я верю, что книги и чтение являются мощным инструментом для формирования прогрессивного общества, где молодые люди стремятся к знаниям и развитию, к справедливости и ответственности. Чтение помогает им расширить кругозор, обрести уверенность в своих силах и понять важность труда во имя общего блага. Всё это основа программы «Біртұтас тәрбие», которую я вижу неотъемлемой частью будущего Казахстана.
Отдельно хочу выразить огромную благодарность министру просвещения РК Гани Бейсембаеву за оказанное доверие. 24 октября в День библиотекаря мне была вручена медаль «Қазақстан Республикасы білім беру ісінің құрметті қызметкері». Эта награда не только признание, но и вдохновение продолжать свою миссию, поддерживая в детях интерес к книгам и любви к знаниям.
Несмотря на все трудности, моя работа приносит огромное удовольствие. Дети, книги, развитие их интереса к чтению – это то, что вдохновляет меня каждый день. Я верю, что библиотекари всегда будут необходимы, ведь наша профессия – это не просто выдача книг, а целый мир, полный знаний, идей и вдохновения.
Тлектес КУТУБАЕВА,
заведующая библиотекой школы-лицея №62 г. Астаны