Внедрение искусственного интеллекта в учебный процесс
Жизнь современного школьника невозможно представить без гаджетов, которые совершенствуются настолько стремительно, что незаметно внедрились в образовательную среду и стали неотъемлемой её частью, открывая новые возможности. В данной статье рассматривается, как искусственный интеллект трансформирует обучение, улучшает возможности быстро и легко получить доступ к знаниям и способствует индивидуализации учебного опыта.
ИИ позволяет адаптировать учебные потребности согласно индивидуальным особенностям учащегося. Персонализация данных позволяет ИИ подбирать материал и выстраивать дальнейшую траекторию по подборке образовательного материала, учитывая личностные особенности ученика. Несомненно, это позволяет ученику легче ориентироваться в образовательном потоке информации. Например, если у ученика возникли трудности с усвоением какой-либо темы, ИИ, учитывая личностные данные обучаемого, может подготовить дополнительный материал или задания для понимания темы. Ученики, взаимодействуя с контентом, получают мгновенную обратную связь, что способствует поддержанию интереса к учёбе. При самостоятельном изучении материала, особенно это касается дистанционного обучения, ИИ в случае затруднений может дать быструю подсказку, подробно объяснить учебный материал. Подобная помощь позволяет поддерживать у ученика мотивационный дух в изучении определённого предмета, оперативность ИИ способствует экономии времени.
Немаловажным является то, что ИИ способен следить за эмоциональным состоянием ученика. Соответственно, подбор задания осуществляется ещё и с учётом настроения обучающегося, тем самым создавая комфортную среду и поддерживая мотивацию обучения.
Традиционное изучение предмета «Русский язык и литература» включает в себя заучивание и линейный анализ, что порой ведёт к снижению мотивации в обучении и не всегда способствует более глубокому изучению материала. Искусственный интеллект даёт «новую жизнь» изучению данного предмета: предлагает динамичные упражнения для активизации восприятия и интерактивное обучение. Изучение предмета построено по принципу градации: от языковых упражнений, где учитывается индивидуальный уровень, до дискуссий, которые проходят под руководством модераторов.
Адаптация ИИ на уроках русского языка и литературы позволяет ученикам проявлять свои индивидуальные особенности, а не стремиться соответствовать стандартной программе. Задания по чтению, созданные на платформах ИИ, соответствуют сильным и слабым сторонам каждого ученика. Уроки литературы отражают историю, быт, культуру народа. Изучение данного предмета охватывает эпоху ещё древних времен, где речь персонажей достаточна сложна для понимания современного ученика. ИИ осуществляет подбор материала таким способом, что учащимся можно продемонстрировать языковые изменения в разные эпохи, дать представление о социокультурном контексте, «оживить» иллюстрации, что ведёт к развитию критического мышления у обучающихся и навыков литературного анализа.
Возможность мгновенного перевода произведения с другого языка посредством ИИ устраняет языковые барьеры в изучении литературы мирового масштаба. Особой популярностью среди школьников пользуются электронные книги и мультимедиа. Звуковая обработка, аннотации, интерактивные изображения способствуют повышению читательской аудитории, облегчению усвоения учебного материала, погружению в виртуальный художественный мир.
Платформы, созданные для изучения языка на основе ИИ, становятся всё более популярными благодаря адаптации к индивидуальным особенностям школьника. Платформы на основе ИИ не только осуществляют подбор источников, которые запрашивает ученик, но и рекомендует дополнительно, что способствует расширению кругозора школьника и ведёт к поиску новых знаний за пределами учебного материала.
Внедрение ИИ в учебный процесс – новый виток обучения, который позволяет значительно экономить время, делает процесс обучения увлекательным и доступным.
Марина БОНДАРЕНКО,
учитель русского языка и литературы КГУ «Школа-лицей №1 отдела образования г. Костаная» Управления образования акимата Костанайской области