Цифровизация образования в Казахстане: мост между традициями и инновациями
Образование является одним из ключевых приоритетов Казахстана, и его цифровизация – это не просто модернизация, а стратегический выбор для развития общества. Под руководством Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева Министерство просвещения Республики Казахстан активно внедряет технологии, направленные на повышение качества обучения, прозрачность образовательных процессов и создание инновационной среды.
Роль цифровизации в современном образовании
Цифровизация – это не просто тренд, а необходимость, обусловленная быстрым развитием технологий. Внедрение электронных учебников стало знаковым событием для казахстанской системы образования. Эти ресурсы не только заменяют бумажные аналоги, но и открывают новые возможности: мультимедийный контент, интерактивные задания и интеграцию с онлайн-платформами.
На сегодняшний день 704 электронных учебника доступны для школьников Казахстана на 11 специализированных платформах издательств. Электронные версии полностью охватывают образовательные программы среднего образования. Учебники сопровождаются аудио- и видеоматериалами, которые помогают ученикам лучше усваивать сложные темы, а педагогам – разнообразить уроки.
Особенностью электронных учебников является их мобильность. Благодаря разработке приложений на специализированных платформах материалы можно изучать на смартфонах и планшетах, что делает образование доступным даже вне стен школы.
Автоматизация управления процессами
Для повышения прозрачности и удобства принятия решений в образовании внедрена платформа ETANDAU.GOV.KZ, предоставляющая педагогам возможность самостоятельно выбирать учебники для нового учебного года. В 2024 году этим инструментом воспользовались более 60 тысяч педагогов из 20 регионов страны, что подчёркивает его масштабность и востребованность. Такой подход не только укрепляет демократические принципы в образовательной системе, но и реализует нормы Закона «О статусе педагога», предоставляя учителям право на выбор учебных пособий и материалов, соответствующих образовательным программам.
Дополнительно Центр разрабатывает системы E-SARAPTAMA для экспертизы содержания учебных материалов и E-EXPERT для отбора экспертов. Эти платформы обеспечивают объективность и прозрачность процесса отбора, используя многоуровневую систему оценки, а также значительно упрощают подготовку специалистов. Сертификация по итогам обучения сопровождается внесением кандидатов в электронную базу экспертов, что способствует формированию профессионального сообщества.
Образование как двигатель цифрового общества
Интеграция цифровых технологий в учебный процесс помогает ученикам развивать ключевые навыки XXI века: критическое мышление, креативность и умение работать с информацией. Использование электронных ресурсов становится важной частью подготовки молодёжи к жизни и работе в высокотехнологичном обществе.
При этом цифровизация не отрицает значимости традиционных методов обучения. Бумажные учебники, как и раньше, остаются важным инструментом, а сочетание различных форматов способствует созданию сбалансированного подхода к обучению. Например, цифровые учебники дают возможность углублённо изучать предметы с использованием интерактивного контента, тогда как бумажные остаются удобными для систематического изучения материала.
Перспективы цифровой трансформации
Казахстан не останавливается на достигнутом. В будущем планируется создание уникальной экосистемы образования, которая объединит традиционные ценности и современные технологии. Этот подход способствует не только укреплению внутреннего потенциала страны, но и её активному продвижению на мировой арене цифровой трансформации.
Нурлан ГАБДУШЕВ,
заместитель директора Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования