Исследование “Школьная библиотека-2024”: проблемы и перспективы развития

В сентябре 2024 года Республиканская научнопедагогическая библиотека провела масштабное исследование, посвящённое состоянию и перспективам развития школьных библиотек в Казахстане. Анкетирование под названием «Школьная библиотека-2024» позволило выявить ключевые проблемы библиотечного дела и обозначить пути их решения.

Победитель республиканского конкурса «Лучший библиотекарь-2024» Кенжетаева Гульзия Егеубаевна, библиотекарь гимназии имени Абая для одарённых детей г. Павлодара. Первое место, подарок от издательства «Көкжиек-Горизонт» – планшет

В опросе приняли участие 1149 библиотекарей школ и колледжей со всей республики, что обеспечило широкую репрезентативность. Анкетирование проводилось на казахском (617) и русском (532) языках, чтобы учесть мнение специалистов из всех регионов. См. Таблица 1. Распределение участников по видам школ

Основные проблемы школьных библиотек. Целью исследования было изучение проблем, связанных с формированием библиотечных фондов, списанием литературы, пополнением новинками детской литературы, дублетностью и другими аспектами. Среди выявленных трудностей: Нехватка современных книг и научно-популярной литературы. Например, 144 участника указали, что не получали новую научную литературу последние 5 лет.

Нерегулярность обновления методической литературы для педагогов. Более 440 респондентов сообщили, что их библиотеки вовсе не пополняются такими изданиями. Проблемы с транспортировкой книг. Более 800 библиотекарей отметили, что доставляют книги за свой счёт, используя личный транспорт. Потребность в обновлении материально-технической базы. Для 677 респондентов первоочередной задачей является замена мебели и стеллажей, а 243 участника отметили необходимость ремонта помещений. Проблемы со списанием устаревших по содержанию и ветхих книг. Так, 148 участников отметили: «Нам не разрешают списывать книги».

Роль рекомендательных списков. Составленный в рамках программы «Оқуға құштар мектеп» перечень из более чем 1700 произведений получил высокую оценку: 508 участников поставили списку максимальный балл. Обсуждая список, были обозначены и проблемы. Вот некоторые из них: недостаток книг на казахском языке отметил 181 участник анкетирования; недостаточность книг на русском языке обозначили 287 респондентов; 190 участников анкетирования отметили, что «мало современных произведений детской художественной литературы»; о том, что «в списке много книг, которые уже есть в библиотеке, их закуп приводит только к излишней дублетности», высказались 88 библиотекарей.

Пути развития школьных библиотек. Исследование продемонстрировало готовность библиотекарей к переменам: 263 респондента высказались за пересмотр концепции школьных библиотек. Также был подчёркнут запрос на поддержку со стороны администраций школ и родителей.

Труд библиотекаря. Труд библиотекаря остаётся до сих пор недооценён. На вопрос «На сколько ваша нагрузка в библиотеке соответствует вашей заработной плате? Выберите по шкале от 1 до 5» единицу и двойку выбрал 641 респондент, то есть 55% библиотекарей крайне недовольны своей заработной платой за тот труд, который они выполняют.

См. Таблица 2. Распределение ответов участников по шкале от 1 до 5. Поощрение библиотекарей осуществляется по остаточному принципу. Из 1149 опрошенных библиотекарей лишь 20 были отмечены денежными премиями, 15 получили благодарность с занесением в трудовую книжку. Никаких поощрений не получали 50% опрошенных библиотекарей. См. Таблица 3. Распределение ответов участников по шкале по вопросу о поощрениях

Все результаты доступны (в том числе для комментирования) по ссылке: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1JndxOKR1LpP1Iw6-QOiizTX34o3znvrS/edit?usp=sharing&ouid=105341238891862221481&rtpof=true&sd=true

В таблицах исключены фамилии и личные данные респондентов. Результаты анкетирования послужат основой для выработки стратегии модернизации школьных библиотек Казахстана. Республиканская научно-педагогическая библиотека планирует представить итоги исследования в Министерство просвещения для разработки конкретных мер по улучшению состояния школьных библиотек и разработки мер поощрения библиотекарей школ и колледжей страны. Эта инициатива – ещё один шаг к созданию образовательной среды, способствующей развитию культуры чтения и функциональной грамотности у школьников.

Алия САЙДЕМБАЕВА,
директор РНПБ МП РК,
Наталья НОВОСЕЛЬЦЕВА,
кандидат педагогических наук,
директор издательства
«Көкжиек-Горизонт» 

Таблица 1. Распределение участников по видам школ

Вид школы

Кол-во участников опроса на казахском языке

Кол-во участников опроса на русском языке

ИТОГО

Городская

164

146

310

Сельская

453

379

832

Частная

1

1

2

НИШ

1

1

Республиканская

2

2

4

 

 

 

1149

 Таблица 2. Распределение ответов участников по шкале от 1 до 5

На сколько ваша нагрузка в библиотеке соответствует вашей заработной плате? Выберите по шкале от 1 до 5.

Кол-во участников опроса на казахском языке

Кол-во участников опроса на русском языке

ИТОГО

1

258

220

478

2

79

84

163

3

154

125

279

4

54

38

92

5

76

61

137

 

 

 

1149

Таблица 3. Распределение ответов участников по шкале по вопросу о поощрениях

9. Уважаемый библиотекарь! Благодарим вас за ответы! Благодарим вас за творческий труд! Какие поощрения вы получали за свой труд в последнее время (1-5 лет)?

Кол-во участников опроса на казахском языке

Кол-во участников опроса на русском языке

ИТОГО

Денежная премия (премии)

20

20

Благодарность с занесением в трудовую книжку

8

7

15

Благодарственное письмо, грамота от РОО (УО, министра, РНПБ, от издательства)

182

93

275

Почётная грамота, Благодарственное письмо, грамота от администрации школы

111

98

209

Награда(ы) ценными подарками от администрации школы

11

3

14

Пока не было никаких поощрений

295

286

581

 

 

 

1114

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий