Исследование “Школьная библиотека-2024”: проблемы и перспективы развития
В сентябре 2024 года Республиканская научнопедагогическая библиотека провела масштабное исследование, посвящённое состоянию и перспективам развития школьных библиотек в Казахстане. Анкетирование под названием «Школьная библиотека-2024» позволило выявить ключевые проблемы библиотечного дела и обозначить пути их решения.
В опросе приняли участие 1149 библиотекарей школ и колледжей со всей республики, что обеспечило широкую репрезентативность. Анкетирование проводилось на казахском (617) и русском (532) языках, чтобы учесть мнение специалистов из всех регионов. См. Таблица 1. Распределение участников по видам школ
Основные проблемы школьных библиотек. Целью исследования было изучение проблем, связанных с формированием библиотечных фондов, списанием литературы, пополнением новинками детской литературы, дублетностью и другими аспектами. Среди выявленных трудностей: Нехватка современных книг и научно-популярной литературы. Например, 144 участника указали, что не получали новую научную литературу последние 5 лет.
Нерегулярность обновления методической литературы для педагогов. Более 440 респондентов сообщили, что их библиотеки вовсе не пополняются такими изданиями. Проблемы с транспортировкой книг. Более 800 библиотекарей отметили, что доставляют книги за свой счёт, используя личный транспорт. Потребность в обновлении материально-технической базы. Для 677 респондентов первоочередной задачей является замена мебели и стеллажей, а 243 участника отметили необходимость ремонта помещений. Проблемы со списанием устаревших по содержанию и ветхих книг. Так, 148 участников отметили: «Нам не разрешают списывать книги».
Роль рекомендательных списков. Составленный в рамках программы «Оқуға құштар мектеп» перечень из более чем 1700 произведений получил высокую оценку: 508 участников поставили списку максимальный балл. Обсуждая список, были обозначены и проблемы. Вот некоторые из них: недостаток книг на казахском языке отметил 181 участник анкетирования; недостаточность книг на русском языке обозначили 287 респондентов; 190 участников анкетирования отметили, что «мало современных произведений детской художественной литературы»; о том, что «в списке много книг, которые уже есть в библиотеке, их закуп приводит только к излишней дублетности», высказались 88 библиотекарей.
Пути развития школьных библиотек. Исследование продемонстрировало готовность библиотекарей к переменам: 263 респондента высказались за пересмотр концепции школьных библиотек. Также был подчёркнут запрос на поддержку со стороны администраций школ и родителей.
Труд библиотекаря. Труд библиотекаря остаётся до сих пор недооценён. На вопрос «На сколько ваша нагрузка в библиотеке соответствует вашей заработной плате? Выберите по шкале от 1 до 5» единицу и двойку выбрал 641 респондент, то есть 55% библиотекарей крайне недовольны своей заработной платой за тот труд, который они выполняют.
См. Таблица 2. Распределение ответов участников по шкале от 1 до 5. Поощрение библиотекарей осуществляется по остаточному принципу. Из 1149 опрошенных библиотекарей лишь 20 были отмечены денежными премиями, 15 получили благодарность с занесением в трудовую книжку. Никаких поощрений не получали 50% опрошенных библиотекарей. См. Таблица 3. Распределение ответов участников по шкале по вопросу о поощрениях
Все результаты доступны (в том числе для комментирования) по ссылке: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1JndxOKR1LpP1Iw6-QOiizTX34o3znvrS/edit?usp=sharing&ouid=105341238891862221481&rtpof=true&sd=true
В таблицах исключены фамилии и личные данные респондентов. Результаты анкетирования послужат основой для выработки стратегии модернизации школьных библиотек Казахстана. Республиканская научно-педагогическая библиотека планирует представить итоги исследования в Министерство просвещения для разработки конкретных мер по улучшению состояния школьных библиотек и разработки мер поощрения библиотекарей школ и колледжей страны. Эта инициатива – ещё один шаг к созданию образовательной среды, способствующей развитию культуры чтения и функциональной грамотности у школьников.
Алия САЙДЕМБАЕВА,
директор РНПБ МП РК,
Наталья НОВОСЕЛЬЦЕВА,
кандидат педагогических наук,
директор издательства
«Көкжиек-Горизонт»
Таблица 1. Распределение участников по видам школ
Вид школы |
Кол-во участников опроса на казахском языке |
Кол-во участников опроса на русском языке |
ИТОГО |
Городская |
164 |
146 |
310 |
Сельская |
453 |
379 |
832 |
Частная |
1 |
1 |
2 |
НИШ |
1 |
– |
1 |
Республиканская |
2 |
2 |
4 |
|
|
|
1149 |
Таблица 2. Распределение ответов участников по шкале от 1 до 5
На сколько ваша нагрузка в библиотеке соответствует вашей заработной плате? Выберите по шкале от 1 до 5. |
Кол-во участников опроса на казахском языке |
Кол-во участников опроса на русском языке |
ИТОГО |
1 |
258 |
220 |
478 |
2 |
79 |
84 |
163 |
3 |
154 |
125 |
279 |
4 |
54 |
38 |
92 |
5 |
76 |
61 |
137 |
|
|
|
1149 |
Таблица 3. Распределение ответов участников по шкале по вопросу о поощрениях
9. Уважаемый библиотекарь! Благодарим вас за ответы! Благодарим вас за творческий труд! Какие поощрения вы получали за свой труд в последнее время (1-5 лет)? |
Кол-во участников опроса на казахском языке |
Кол-во участников опроса на русском языке |
ИТОГО |
Денежная премия (премии) |
– |
20 |
20 |
Благодарность с занесением в трудовую книжку |
8 |
7 |
15 |
Благодарственное письмо, грамота от РОО (УО, министра, РНПБ, от издательства) |
182 |
93 |
275 |
Почётная грамота, Благодарственное письмо, грамота от администрации школы |
111 |
98 |
209 |
Награда(ы) ценными подарками от администрации школы |
11 |
3 |
14 |
Пока не было никаких поощрений |
295 |
286 |
581 |
|
|
|
1114 |
Загрузка...