MEET UP «Новые горизонты образования»

Филиал «Өрлеу» ИПР по Костанайской области провёл MEET UP в режиме онлайн с участием казахстанских и зарубежных экспертов. Мероприятие объединило педагогов и руководителей образовательных организаций из разных стран (Казахстан, Россия, Беларусь) и регионов для обсуждения современных методик и актуальных тенденций в воспитании подрастающего поколения.

Тематические треки Meet UP включали: «Новые подходы в дошкольном образовании», «Современные тренды в среднем образовании», «Инклюзивное и специальное образование: новые решения».

Тематический трек 1
«Новые подходы в дошкольном образовании»

Гульнара Мукушева, заведующая лабораторией содержания дошкольного образования Института раннего развития детей, раскрыла ключевые направления развития дошкольного обучения в Казахстане. В целях поддержки воспитателей созданы мобильные группы и консультационные пункты, которые предоставляют методическую помощь и обучающие ресурсы. В 5 регионах Казахстана, включая Костанайскую область, запущен проект «Тілге бойлау» по погружению дошкольников в языковую среду. Гульнара Омарбековна отметила необходимость трансформации организованной деятельности, к примеру, вместо стандартных занятий в группе создавать динамичную образовательную среду.

Надия Батырбаева, старший менеджер ЦПМ г. Петропавловска, рассказала о новых тенденциях в дошкольном образовании. Всего их 8: «Голос ребенка» – учёт мнения детей в образовательном процессе, «Игра»  – акцент на игровую деятельность, «Среда» – «третий учитель» – создание обучающей среды, которая сама способствует обучению и познанию, «Погружаемся в язык» – внедрение методик полного погружения детей в языковую среду, «Я сам» – развитие самостоятельности и инициативности у детей, «STEAM-обучение» – интеграция науки, технологий, инженерии, искусства и математики в дошкольное образование, «Педагог-исследователь» – воспитатель становится наблюдателем и исследователем в процессе обучения, «Руководитель-лидер» – педагог или руководитель образовательной организации становится лидером, направляющим процесс обучения и развития.

Татьяна Чернобай, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Института развития образования Омской области (РФ), представила перспективы повышения профессиональной компетентности воспитателей в инженерном направлении и финансовой грамотности.

Роза Жусупбекова, воспитатель школы-гимназии им. Н.Наушабаева г. Тобыла, продемонстрировала, как развитие познавательных навыков детей можно стимулировать с помощью ниток. Наталья Пирон, заведующая яслями-садом №5 в г. Рудный, рассказала о геймификации как эффективном методе развития дошкольников. В саду активно используют игровые формы, которые помогают детям развивать воображение, креативность и коммуникативные навыки. Особое место занимают профориентационные игры. Дети «погружаются» в различные профессии, посещают фабрику «Баян Сұлу», компанию ССГПО, участвуют в интерактивных путешествиях по городу и примеряют на себя роли, такие как «директор сладкой фабрики».

Екатерина Рыбникова, преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования Института развития образования Свердловской области (РФ), рассказала о применении игровых технологий в патриотическом воспитании дошкольников.

Педагоги детского сада №396 Омска (РФ) Юлия Швец и Татьяна Сивоченко представили инновационную технологию ТИКО-конструирования. Такой конструктор состоит из набора ярких плоскостных фигур из пластмассы. Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей.

Тематический трек 2
«Современные тренды среднего образования»

Гульназ Абилдаева (PhD, IT-лицей №9, г. Шымкент) рассказала о мотивации современных школьников в рамках обновлённого содержания образования. Её выступление было сосредоточено на стратегиях повышения интереса к обучению и достижению высоких результатов. По её словам, потребность достижения есть у каждого ребёнка, все хотят успеха, но как его достичь: это должен сделать педагог, вооружённый инновационными подходами.

Светлана Янушенко (РФ, Омск, Институт развития образования) представила доклад о центрах «Точка роста», технопарках «Кванториум» и «IT-куб» как ресурсах для мотивации учащихся и профессионального роста педагогов. Она подчеркнула, что эти высокотехнологичные площадки оснащены современным оборудованием, которое позволяет учащимся по-новому осваивать такие предметы, как технология, информатика, ОБЖ, химия, физика, биология, экология и физиология. На занятиях дети изучают робототехнику, трёхмерное моделирование, учатся управлять квадрокоптерами, создают медиапродукты, игры. Эти междисциплинарные подходы помогают развивать технические, гуманитарные и естественно-научные навыки, что делает процесс обучения более увлекательным и прикладным.

Жахонгир Гаппаров (СШЛИИТ «Озат», г. Костанай) поделился опытом использования искусственного интеллекта и основ проектирования для работы с учащимися и детьми с особыми образовательными потребностями. Он подчеркнул, что использование только одного вида искусственного интеллекта в обучении уже теряет актуальность. В своей практике он сочетает несколько ИИ-инструментов, что позволяет создавать более адаптивную и эффективную образовательную среду для детей.

Максим Пфафенрод и Татьяна Алёшина (школа №17, г. Омск, РФ) осветили методико-технологические основы дистанционного обучения и значимость формирования функциональной грамотности для повышения качества образования.

Медет Касымбаев (гимназия №138, г. Алматы) рассказал о сингапурском подходе к мотивации в образовании, подчеркнув роль целеполагания и инноваций.

Завершили сессию педагоги школы-гимназии №10 города Рудного, представив современные подходы к обучению и воспитанию, которые способствуют всестороннему развитию учащихся. Так, Светлана Иванюк, учитель истории, представила методику, позволяющую сочетать клиповое мышление школьников с изучением сложных исторических тем. Она отметила, что для этого необходима сильная образно-эмоциональная основа в каждой теме. В качестве примера Светлана Вениаминовна продемонстрировала приём «Политическая кухня», который предлагает учащимся проводить интересный и эмоциональный анализ деятельности исторических лидеров в группах. Такой подход помогает сделать изучение истории более увлекательным и способствует глубокому осмыслению материала.

Заместитель директора по воспитательной работе Ирина Левченко рассказала о проводимых в школе мероприятиях, которые отличаются уникальностью и отсутствием формализма. Каждое событие проходит масштабно и запоминается участникам. Особое впечатление оставляет Литературный бал, который является настоящим праздником творчества и вдохновения. Среди ярких примеров – конкурс «Кубок гимназиста», объединяющий интеллектуальные и творческие этапы. Такие мероприятия особенно привлекают подростков, создавая атмосферу вовлечённости и мотивируя к активному участию.

Заместитель директора школы-гимназии Татьяна Шкутько отметила важность развития профессиональных компетенций педагогов, подчеркнув, что полноценная самореализация учителя играет ключевую роль в учебном процессе. Чтобы развивать других, учителю необходимо постоянно развиваться самому. Современный педагог – это не только наставник, но и ученик, который непрерывно обновляет свои знания, осваивает новые технологии и методы обучения. Необходимым условием для профессионального роста педагога и эффективного обучения является освоение педагогического дизайна. Основными его тенденциями становятся тьюторство, фасилитация и наставничество.

Тематический трек 3
«Новые решения в системе инклюзивного и специального образования»

Мороз Татьяна Ивановна, к.п.н, доцент, ректор Минского института развития образования (Беларусь), рассказала о создании инклюзивного образовательного пространства региона и поделилась опытом Республики Беларусь в этой области, где около 180 тысяч детей имеют особенности психофизического развития. Доступ к коррекционно-педагогической помощи в стране достигает 89,9%, что подтверждает высокий уровень охвата детей с особыми образовательными потребностями. С 2016 года открыт Институт инклюзивного образования, который осуществляет подготовку специалистов. Ведётся работа по интегрированному обучению и воспитанию, а также созданию учреждений, предоставляющих комплексную помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Открыты ресурсные центры по инклюзивному образованию, а также организованы занятия по плаванию для детей с РАС. Институты развития образования задействованы в работе по предоставлению обучения таким детям. Для детей с РАС организованы занятия по плаванию. Институтом развития образования разработано 16 программ повышения квалификации для педагогов, которым помогают приобрести необходимые компетенции для работы в интегрированных классах и группах. Институт активно развивает международное сотрудничество, открыт для обмена опытом и стажировок.

Толпыгина Лариса Геннадьевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии общего и специального образования Института развития Омской области (РФ), представила применение альтернативных средств в работе с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии. Главной задачей работы с такими детьми является обучение коммуникации, чтобы они могли выражать свои потребности и взаимодействовать с окружающими. Применяются селективные методы коммуникации и топографические подходы, которые дополняются альтернативными средствами. Альтернативные виды коммуникации делятся на две категории: без использования специальных приспособлений – дактилология, жестовая речь. С использованием специальных устройств – система Брайля, пиктограммы, коммуникативные доски, леб-система, а также календарь активности с пиктограммами, который помогает структурировать день ребёнка.

Гваладзе Татьяна Сергеевна, учитель Нововаршавской адаптивной школы-интерната Омской области (РФ), представила внеурочную программу деятельности «Цифра», которая способствует развитию цифровой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями. Программа ориентирована на школьников 7-9 классов, которые учатся уверенно пользоваться цифровыми ресурсами и создавать мультимедийный контент. Учащиеся приобретают навыки работы с цифровыми инструментами, что способствует их познавательному развитию. Происходит стабилизация эмоционального фона, дети становятся более уверенными в своих возможностях. Улучшается личностное развитие: школьники учатся выражать свои мысли и идеи, что помогает им более активно взаимодействовать с окружающим миром.

Жаппарова Гульнара Абдисеитовна, заместитель директора по УР ГКП на ПХВ «Гимназия №6» акимата г. Астаны, поделилась опытом инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями, уделив особое внимание практике ведения документации и мониторинга.

Ишбулатова Людмила Васильевна, заведующая КГКП «Детский сад №12» отдела образования города Рудного», рассказала о создании единого инклюзивного пространства, которое помогает педагогам развивать новые компетенции.

Капсемет Рита Мидехатовна, заведующая КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции города Аркалыка», представила важную тему о роли трансдисциплинарного специалиста в оказании помощи семьям детей раннего возраста.

Мамбурова Лилия Юрьевна, руководитель специальной школы-детского сада «Страна чудес» для детей с РАС ВКО, осветила особенности включения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в систему специального образования.

MEET UP стал площадкой для обмена опытом и обсуждения эффективных методик образования, вдохновляя педагогов на внедрение инновационных решений. Участники отметили важность междисциплинарного подхода и подчеркнули, что развитие образования невозможно без постоянного обмена знаниями и международного сотрудничества.

Зарина ЖИЛКИБАЕВА,
главный специалист PR, SMM ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий