Игровые технологии как мотивационный компонент на уроках химии
Аннотация: В данной статье обоснована необходимость использования игровых технологий на уроках химии для активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, творческих способностей, умения работать в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы в спорных ситуациях.
Игровые технологии как мотивационный компонент, помогают удержать и закрепить внимание учеников к предмету обеспечивают легкость восприятия сложного материала, делает его более привлекательным и простым для восприятия.
Новые стандарты в образовании, применение новых технологий в обучении и особенно в практических занятиях помогает сделать преподавание химии, являющееся сложным, более легким в восприятии и ключевым в обновлении методики преподавания самого предмета. Функция преподавателя в такой методике не обучать, а направлять к новым знаниям, заинтересовывая при этом учащегося.
Информационный поток, обрушивающийся на учеников в социальной жизни, наполнен потоками информации, что делает невозможным ее полное восприятие, поэтому нельзя игнорировать «клиповое мышление» учеников при подготовке к проведению урока химии, учитывая при этом желание к изучению сложного материала простым способом, именно таким способом и является игра. Она способствует закреплению сложных знаний, полученных легким способом в процессе игры, что делает запоминание легким, если учителю удается соблюсти наполненность игры знаниями и при этом поддерживать стремление учеников к их получению. Запоминающимся новый материал помогают делать положительные эмоции, получаемые учениками в игровой среде урока химии, что способствует выработке логического мышления, развития словарного запаса, точности знаний и формул (научная сторона) и при этом восприятие материала в лаконичной форме. Такая форма воспроизводства знаний помогает развивать у учеников такие компетенции как эффективное использование времени, умение выбирать главное из предлагаемого, принятие решений на основании своего выбора, использование классификаций и применение коммуникаций, являющиеся совершенно новым результатом образовательного процесса.
Цель выполнения практической части исследования заключалась в применении дидактической игры «Химическое домино» при изучении школьного курса химии в 8 классе по теме «Строение атома» с целью проверки эффективности применения данной дидактической игры. Выдвинутая гипотеза подтвердилась, что было обосновано полученными следующими результатами :
– повышение интереса к предмету наблюдалось не только у способных учащихся, но и тех детей, имеющих низкую мотивацию к обучению;
– повышение процента качества знаний по теме у испытуемого класса, в сравнении с другим классом;
– активизация личностных качеств обучающихся;
– развитие коммуникативные компетенций учащихся ;
– выявление скрытых лидеров класса;
– закрепление знаний учащихся по теме в неформальной обстановке.
Ключевые слова: игрoвые тexнoлoгии, дидaктичecкие игры, химический материал, базисная компетентность, химические определения, современные технологии.
В связи с переходом на новые стандарты обучения, развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике преподавания, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения [6]. Новые стандарты в образовании заставили всех по-новому взглянуть на качество преподавания как в высшей школе, так в общеобразовательных учреждениях и, конечно же, данные нововведения не обошли стороной и методику преподавания химии.
Уроки химии для учеников представляют мир тайн и волшебства, но суровая реальность с формулами и уравнениями, тяжело запоминаемой информацией накладывает определенный опыт на восприятие этого предмета, что приводит в дальнейшем к полному отсутствию заинтересованности в изучении, непониманию назначения и причин к изучению. Ученики часто просто заучивают материал, вместо того чтобы понять суть [7]. Решением этой проблемы, может стать применение игровых элементов на уроках по средствам решения следующих задач:
– повышения уровня мотивации к обучению;
– интереса к химии.
Преподавателям, практикующим химию много времени приходится тратить на выбор игровой техники и правильное ее использование в процессе преподавания.
Одним из путей повышения познавательной активности является введение дидактических игр в практику работы [1]. Пусть игровые технологии не являются новыми, но они давно зарекомендовали себя как эффективные и значимые, а игра наиболее эффективный способ обучения, так как затрагивает и эмоциональный фон ученика.
Цель исследования – проанализировать роль игровых технологий при обучении учащихся школьному курсу химии на примере дидактической игры «Химическое домино» по теме «Строение атома».
Гипотеза исследования: применение данной дидактической игры на уроке химии способствует мотивации к изучению материала, активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению предметных знаний, развитию личностных качеств (мышление, внимание, наблюдательность, память).
Методы исследования: анкетирование учащихся, сравнительный анализ результатов знаний учащихся двух классов.
Для подготовки к игре, необходимо подготовить карточки домино, исходя из того, что на каждого ученика – 3 карточки, одной стороной каждой карточки при этом является слово START, оставшаяся часть карточки содержит вопрос на выбранную заранее тему (например «Строение атома»), при этом все вопросы должны касаться одной темы. Во время игры первый ученик, положив карточку, начинающуюся со слова START, зачитывает вопрос, находящийся на оставшейся стороне карточки, например «Сколько энергетических уровней у атома алюминия?». Ученик, у которого есть ответ, поднимает руку и зачитывает ответ, и так далее, пока не произнесут слово «FINISH». При этом все ученики в классе полностью вовлечены в игру, каждый ученик следит за ходом игры и зачитывает свои вопросы карточек. Ниже приведен примерный вариант игры:
|
START |
|
1.О каком элементе идёт речь: протонов 18, нейтронов 22? (Аргон) |
|
2. Назовите самый распространённый в космосе химический элемент? (Водород) |
|
3. Содержание этого химического элемента в живых организмах крайне мало. в земной коре по массе его содержится около 30%. После кислорода он является самым распространённым химическим элементом. кто же этот загадочный незнакомец? (Кремний) |
|
4. Существует химический элемент, называемый «элементом жизни и мысли». Назовите его. (Фосфор) |
|
5. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства – калий или магний? (Калий) |
|
6. Глядя на периодическую систему, невольно замечаешь, что в ней металлы стоят под металлами, едкие – под едкими, ковкие – под ковкими и у всех постоянная «прописка». А кто из вас может назвать элемент, который не имеет постоянной «прописки» в периодической системе? (Водород) |
|
7. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон) |
|
9. Название этого активного металла содержит удовлетворительную отметку. (Натрий) |
|
10. Положительно заряженная частица в атоме… (Протон) |
|
11. Кто до Д.И. Менделеева пытался классифицировать химические элементы? (И. Дёберейнер, Б. де Шанкуртуа, Дж. Ньюлендс, Л. Мейер) |
|
12. Кто открыл предсказанные Д.И. Менделеевым элементы – переходные между резко выраженными неметаллами и металлами? (Английский химик У. Рамзай) |
|
13. Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами, это… (Молекула) |
|
14. Отрицательно заряженная частица в атоме называется… (Электрон) |
|
15. В таблице Д.И. Менделеева находится химический элемент, «имя» которого совпадает с названием страны, занимающей одно из первых мест в мире по численности населения. Назовите этот элемент. (Индий). |
|
16. Можете ли вы назвать металлы, которые плавятся на ладони, или таких металлов не существует? (Галлий и цезий) |
|
17. Сколько электронов в атоме ртути? (80) |
|
18. Назовите щелочной металл, число энергетических уровней которого равно 3. (Натрий) |
|
FINISH |
Следует отметить, что применение такой дидактической игры помогает проконтролировать полученный уровень знаний и провести мониторинг степени усвоения материала не только каждого учащегося, но и класса в целом. Еще одним доказательством целесообразности проведения этой игровой технологии, может стать проведение исследования в параллельных классах – где в одном применяются игровые технологии, а в другом – нет (таблица 1).
Таблица 1. Статистический анализ данных анкетирования, полученных в классе, где применяются дидактические игры
|
Вопросы |
да |
нет |
не знаю |
|
1.Мне нравится игровая технология на уроках химии |
27 |
3 |
– |
|
2.Игрвые технологии раскрывают во мне лидерские качества |
29 |
– |
1 |
|
3.Я стал(а) разбираться во многих темах по химии |
30 |
– |
– |
|
4. Я бы хотел(а) , чтобы уроки-обобщения по химии проводились в игровой форме. |
25 |
5 |
– |
|
5. Я предпочитаю больше участвовать в коллективных играх. |
29 |
– |
– |
|
6. В групповой деятельности я развиваюсь легко и с интересом. |
26 |
– |
4 |
|
7.Из всех видов дидактических игр, мне больше нравится «Химическое домино». |
30 |
– |
– |
|
8. Игровые технологии можно использовать на каждом уроке |
27 |
3 |
– |
Исследования проведены на базе КГУ «СШ № 41» (г. Нур-Султан, Республика Казахстан) среди учащихся 8А класса. Класс насчитывает 27 учеников, из которых, согласно журналу учета успеваемости, 7 детей получают по химии среднюю оценку «5», 10 учеников – «4», 10 школьников – «3». Абсолютная успеваемость – 100%, качественная – 63%.
Во все времена дети не проявляли значительного интереса к данному предмету, мотивируя это сложностью восприятия и запоминания информации. Игровые технологии при обучении предмету преподавателем на уроках не применяются ввиду нехватки времени, материального обеспечения, незаинтересованности руководства школы во внедрении игр в образовательный процесс. Как следствие, низкий уровень мотивации учащихся и однообразие методических подходов к преподаванию химии. В связи с этим было запланировано проведение серии уроков с применением различного рода дидактических игр,в том числе и химическое домино, которые позволят достичь решения следующих задач: мотивация учащихся к изучению предмета; закрепление изученного материала в игровой форме, облегчение условий его восприятия; развитие умений работать в коллективе; повышение качества знаний по предмету при его изучении.
Из таблицы 1 можно сделать вывод, что применение дидактических игр на уроках химии развивает навык коллективной работы, умения логически быстро мыслить и критически оценивать ситуацию. Сравнительный мониторинг качества знаний учащихся, показал наглядно положительное влияние дидактических игр на усвоение материала учащимися, на примере сравнения результатов двух восьмых классов средней общеобразовательной школы (рис.1)
Рисунок 1. Сравнительный мониторинг усвоения знаний на уроках химии
Сравнивая полученные результаты учащихся двух классов, можно сделать вывод о том, что уровень усвоенных знаний выше в том классе, где в учебном процессе используются игровые технологии.
Результаты исследования и их обсуждение
Первым результатом, который был получен при внедрении игровой деятельности на уроки химии в выбранном классе, являлось повышение уровня коммуникации между детьми, отсутствие напряженности учеников. У школьников постепенно исчезло чувство страха перед при ответе у доски и перед всем классом, получением плохой отметки. Наоборот, при выполнении заданий ребята обращались друг к другу за советами, помогали отстающим, чтобы победила команда, на ходу объясняя правильный ход решения заданий, подсказывая, чем нужно руководствоваться при их выполнении.
Вторым значимым результатом, полученным в результате применения игровых технологий, являлось закрепление знаний учеников по изученным темам. Установлено, что, выполняя задания в игровой форме, дети гораздо эффективнее запоминают учебный материал, нежели при традиционных устных опросах и решении задач из учебника.
Третьим важным результатом, полученным в ходе исследования, являлось повышение качества знаний учащихся 8 А по данной теме, по сравнению с качеством знаний по данной теме учащихся 8 б класса.
Результаты проверочной контрольной работы, выполненнойпо данной теме9, показали, что оценку «5» получили 9 учеников, оценку «4» – 12 учеников, оценку «3» – только шесть учеников, что указывает на целесообразность применения игровой деятельности на уроках химии и положительное влияние на успеваемость учеников по данному предмету.
Учебные игры способствуют развитию положительных стимулов к процессу познания; познавательных способностей каждого; развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности; а также формированию умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки.
В учебной практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
– развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
– коммуникативную – освоение дидактики общения;
самореализации (в игре – как в полигоне человеческой практике);
– диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
– функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
– межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
– социализации.
В инновационной методике преподавании функция преподавателя сводится в направлении обучающегося к познанию нового и развитию у него эффективной самостоятельной работы, а способности применять теоретические знания на практике. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим).
Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.
Дидактические игры позволяют эффективно реализовывать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую – на основе принципов педагогики сотрудничества. Использование такой формы обучения решает сразу несколько задач [5].
Для совершенствования знаний по отдельным вопросам темы можно использовать на уроках химии игры, которые называются «Химический лабиринт», «Рассказы-задачи», «Крестики-нолики», Термины-синонимы. Найдите соответствие. Верю – не верю. «Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Отгадай химический элемент» «Химический аукцион», «Химическое лото», «Химия в твоих руках», «Своя игра» и другие Игра — это метод обучения, требующий интенсивного участия обучаемых. Как правило, игре предшествует подготовка слушателей, включающая теоретический курс и ряд практических занятий по отработке навыков решения задач. Применение игр позволяет решить задачу, связанную с необходимостью информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха [2]. Дети успешно обучаются в игровой деятельности, непроизвольно запоминая информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения – активность учащихся, а также сопутствующий – общение.
На уроках помимо игровых технологий употребляются также компьютерные технологии [3], здоровьесберегающие технологии развивающее обучение, учитываются и разыгрываются проблемные ситуации, технологии критического мышления (вызов, осмысление содержания, рефлексия) и обучения в сотрудничестве. Таким образом, игровые технологии в образовании помогают ученикам в освоении новых знаний и умений, что приводит к успешному изучению химии.
Игровая форма занятий выступает как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Как свидетельствуют психологические исследования, то, что мы слышим, активно усваивается на 40%, то, что видим – на 50%, если мы видим и слышим одновременно на 70-75%, а то, что мы делаем сами запоминается на 92%. Вот почему игровые методики так важны в процессе обучения на любом уровне [4]. И еще одно преимущество использования игровых технологий состоит в что, что результат игры дает обучающимся моральное и умственное удовлетворение, а для преподавателя является показателем уровня усвоения знаний. И конечно же достоинством интерактивных дидактических игр является ненавязчивость обучения, делающая этот процесс интересным и увлекательным.
Следовательно, применение игровых технологий во время проведения уроков помогают достичь максимального внимания учеников и сосредоточенности на изучаемом материале, а также способствуют быстрому запоминанию (за счет интереса обучаемых) и усвоению.
Список литературы:
1.Алмабекова А.А., Кусаинова А.К., Алмабеков О.А. Формирование познавательной деятельности студентов на занятиях по химии // Вестник КазНМУ. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-na-zanyatiyah-po-himii (дата обращения: 20.10.2021).
2.Демина Валентина Сергеевна Игровые технологии в процессе обучения биологии как средство формирования учебной мотивации школьников // StudNet. 2021. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-v-protsesse-obucheniya-biologii-kak-sredstvo-formirovaniya-uchebnoy-motivatsii-shkolnikov (дата обращения: 21.10.2021).
3.Жумaгулoвa C.К., Aбилдaeвa Г.Б., Шaкирoвa Ю.К. «Влияниe рaзвития инфoрмaциoнныx тexнoлoгий нa прoцecc oбучeния». // Молодой ученый. 2014 URL: https://moluch.ru/archive/75/12643. (дата обращения: 19.10.2021).
4.Качалова Г.С. Формирование базисной компетентности учащихся по неорганической химии: монография / Г. С. Качалова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – с.153.
Мaзaнкoвa Т.В. Cбoрник рaбoчиx прoгрaмм. М.: Дирeкт–Мeдиa. 2015. 114 с.
5.Селях Л.Ю. Игровые технологии в курсе преподавания химии // Педагогическая наука и практика. 2017. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-v-kurse-prepodavaniya-himii (дата обращения: 20.10.2021).
6.Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Чернобельская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – с.113.
1.Almabekova A.A., Kusainova A.K., Almabekov O.A. Formation of cognitive activity of students in chemistry classes // Bulletin of KazNMU. 2015. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-na-zanyatiyah-po-himii (date accessed: 20.10.2021).
2.Demina Valentina Sergeevna Gaming technology in the learning process of biology as a means of formation of educational motivation of students // StudNet. 2021. No. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-v-protsesse-obucheniya-biologii-kak-sredstvo-formirovaniya-uchebnoy-motivatsii-shkolnikov (date accessed: 21.10.2021).
3.Zhumagulov K. C., Abildayeva G. B., Yu Shakirov K. “the Impact of information technology on the learning process”. // Young scientist. 2014 URL: https://moluch.ru/archive/75/12643 . (accessed: 19.10.2021).
4.Kachalova G.S. Formation of basic competence of students in inorganic chemistry: monograph / G. S. Kachalova. – Novosibirsk: Publishing house of NGPU, 2011. – p.153.
Mazankov
Д.С. Кударбекова
КГУ “Средняя школа № 41”,акимата г. Астана, Казахстан
