Лейла НУРБЕК: «Между словом и тишиной: исследование культурной идентичности через портрет»
В Астане открылась художественная выставка молодой казахстанской художницы Лейлы Нурбек «Между словом и тишиной: исследование культурной идентичности через портрет». Экспозиция вызвала живой интерес гостей и участников, неравнодушных к искусству, живописи и оригинальным творческим ракурсам новой восходящей плеяды художников Казахстана. Описания к картинам представлены самим автором на казахском, английском и русском языках.
Художественный талант Лейлы начал раскрываться с раннего детства, и живопись, искусство стали неотьемлемой частью жизни девушки.
«Эта экспозиция исследует пространство между самовыражением и молчанием, между принадлежностью и отчуждением, помещая в центр темы культурную идентичность, – делится художница. – Через портреты, объекты и инсталляции я исследую своё отношение к культурной идентичности, начавшееся в моей ранней работе «Сандык» – традиционном сундуке, передаваемом из поколения в поколение. Сандык становится центральной метафорой: вместилищем памяти и наследия, но также и сокрытия, посеявшим, я убеждена, вечное зерно в моём художественном пути. В моём представлении Сандык хранит женщину – культурное «я», оказавшееся между выходом к видимости и отступлением в молчание». «Она» медленно приподнимает крышку, её движения неуверены, но настойчивы, потому что идентичность, даже будучи подавленной, сопротивляется исчезновению. «Этот акт «открытия» стал лейтмотивом всей выставки. В большинстве представленных работ вы заметите преобладающие темы культурной идентичности – той части меня, которой я делюсь».

Эту концепцию Лейла Нурбек продолжает и в других своих произведениях: руки, тянущиеся, но прикованные; цвета, окружающие друг друга, но не осмеливающиеся соприкоснуться; портреты, где лица искажаются и раскалываются, отражая одновременно близость и разъединение. Молчание заставляет задуматься о том, играют ли объекты не менее важную роль, становясь безмолвными свидетелями мира, несущими следы человеческого, до той степени, где присутствие и материальное неразделимы.
«Я стремлюсь создать непрерывную связь между своими работами, чтобы зритель воспринимал их не как отдельные произведения, а как фрагменты единого исследования культурной идентичности, памяти и человеческого существования, создавая диалог между личным и коллективным, – говорит автор. – В конечном счёте, эта выставка посвящена не столько разрешению, сколько напряжению: тишине между языками, неподвижности между жестами, пространству между отторжением и стремлением к идентичности».
«Бұл экспозиция өзін-өзі білдіру мен үнсіздіктің, тиістілік пен жатсынудың арасындағы кеңістікті зерттейді, ал тақырыптың ортасында мəдени сəйкестік тұр. Портреттер, нысандар мен инсталляциялар арқылы мен мəдени сəйкестікпен – тақырыптағы ең маңызды əрі тұрақты элементпен – қарым-қатынасымды зерттеймін. Бұл – мен аңсайтын, бірақ жиі жатсынатын мəдениет. Бұл қайшылық ерте туындымнан бастау алды – «Сандық», ұрпақтан-ұрпаққа берілетін дəстүрлі кеуде сандық, ол жад пен мұраның ғана емес, сонымен қатар жасырынудың да метафорасына айналып, шығармашылық жолыма мəңгілік із қалдырды. Менің туындыларымда Сандық əйелді – мəдени «мені» – сақтайды, ол көзге көрінуге ұмтылғанымен, үнсіздікке шегінеді» – дейдi Лейла. Бұл тұжырымдама басқа жұмыстарда да жалғасады: созылып тұрған, бірақ шынжырға байланған қолдар; бір-бірін қоршап тұрса да, түйісуге батылы жетпейтін түстер; жақындық пен алыстықты қатар бейнелейтін бұрмаланған, жарылған жүздер. Үнсіздік мынадай сұрақ тудырады: нысандар да маңызды рөл атқара ма? Олар əлемнің үнсіз куəгеріне айналып, адамдықтың ізін алып жүреді, соншалықты, ақыр соңында қатысу мен материалдықты ажыратып болмайды. «Мен туындыларым арасында үздіксіз байланыс орнатуға тырысамын, сонда көрермен оларды бөлек жұмыстар емес, мəдени сəйкестік, жад жəне адам болмысы туралы біртұтас зерттеудің үзінділері ретінде қабылдайды. Осылайша экспозиция жеке мен ұжымдық арасындағы диалогқа айналады. Ақырында, бұл көрме шешімнен гөрі шиеленіс туралы: тілдер арасындағы үнсіздік, қимылдар арасындағы тоқтау, сəйкестікке деген құштарлық пен одан жатсынудың арасындағы кеңістік туралы».
Выставка удивляет креативом, разнообразием стилей художественного выражения и оригинальностью творчества молодого автора. «Красное на белом, тело встречается со столом» (видео формат) Red Meets White, Body Meets Table создано в рамках проекта Лейлы «Component 2» и существует как документация и продолжение инсталляции, вдохновлённой работами Мариам Тафаккури об «Иранской сумке». Видео фиксирует инсценированную среду, где маленький стол, объект, связанный с теплом и застольями, окрашивается в титаново-белый цвет, превращаясь в холодного свидетеля. Над ним подвешена люстра, поддерживаемая тремя ручками в форме рук, с которой капает красная краска на белую скатерть, акт, который «разрушил» её чистоту и спокойствие, оставив пятна как необратимые следы произошедшего. Красный символизирует как гнев, так и подавленное напряжение – постоянное давление, нависающее над пространством и делающее его неотвратимым в месте предполагаемого комфорта. Руки не действуют, но намекают на прикосновение, сдерживание, напряжение. Их присутствие превращает стол из объекта в сцену, где тело встречается с домом, а личные эмоции подвешены в символической форме. Это отражает ранние концептуальные исследования о столе как свидетеле, сформированные эмоциональными и визуальными кодами домашней жизни. Таким образом, пятна на скатерти становятся доказательством, физическим языком памяти и разрыва, в то время как сам стол остаётся молчаливым свидетелем конфликта, близости и утраты.
“Қызыл мен ақ, дененің үстелмен тоғысуы” (бейне формат) Red Meets White, Body Meets Table менің «Component 2» жобамның бөлігі ретінде жасалды жəне Мəриям Тафаккуридің «Иран сөмкесі» туралы еңбегінен шабыт алған инсталляцияның əрі құжаттамасы, əрі жалғасы болып табылады. Видеода кішкентай үстел бейнеленеді, ол жылылық пен отырысты еске салатын зат болса да, ақ түске боялып, суық куəгерге айналады. Столдың үстінде үш мүсінделген қол ұстап тұрған шам ілулі, одан ақ дастарханға қызыл сия тамады — бұл əрекет оның тазалығы мен тыныштығын «бұзып», қайтымсыз іздер қалдырады. Қызыл түс əрі ашуды, əрі басылған шиеленісті білдіреді — үнемі үстемдік құрып тұрған қысым, ортада да қашып құтылуға болмайтын сезім. Қолдар əрекет етпейді, бірақ жанасуды, ұстап қалуды, шиеленісті меңзейді. Олардың бар болуы үстелді жай заттан сахнаға айналдырады, мұнда дене тұрмыстықпен тоғысып, жеке эмоциялар символикалық формада ілініп тұрады. Бұл үстелді куəгер ретінде қарастыруға қатысты алдын ала концептуалды зерттеулерді көрсетеді, олар тұрмыстық өмірдің эмоционалды жəне визуалды кодтарымен қалыптасты. Осылайша, дастархандағы дақтар дəлелге айналып, жад пен үзіктің физикалық тіліне айналады, ал үстелдің өзі қақтығыстың, жақындықтың жəне жоғалтудың үнсіз куəгері болып қалады.
“Red Meets White, Body Meets Table” (video format) Red Meets White, Body Meets Table was created as part of my «Component 2» project and exists as both a documentation and continuation of an installation that drew inspiration from Maryam Tafakory’s work on the “Irani bag”. The video records a staged environment where a small intimate table, an object tied to warmth, and gathering, is coloured titanium white, transforming it into a cold witness. Suspended above it, a chandelier structure, held up by 3 sculpted hands, drips red ink onto the table. white tablecloth, an act that “ruined” its purity and serenity, leaving stains as irreversible traces of what has become. The red signifies both anger and suppressed tension, a constant pressure hanging over a space making it unavoidable in a place of supposed comfort. The hands do not act but suggest touch, withholding, tension. Their presence transforms the table from an object into a stage, where the body meets the domestic, and private emotion is suspended in symbolic form. This reflects earlier conceptual research around the table as witness, informed by the emotional and visual codes of domestic life. In this way, the stains on the table cloth become evidence, a physical language of memory and rupture, while the table itself stands as a silent witness to conflict, intimacy, and loss.
Среди представленных вниманию посетителей выставки работ Лейлы есть «Кипрский портрет». «Он изображает моего друга с Кипра, где я училась некоторое время, и в этом смысле он функционирует почти как личная запись в дневнике – напоминание о месте и периоде, когда я одновременно ощущала себя и своей, и чужой. Стилистически же работа вдохновлена Винсентом Ван Гогом, одним из моих первых художественных ориентиров», – говорит автор. Интерес вызывает и цифровая работа – триптих Лейлы Нурбек «Происхождение, след, форма», отражая как техническое мастерство, так и то, как сам процесс становится частью смысла произведения. «Серия начинается с прямолинейного карандашного рисунка – «происхождения», который закрепляет произведение в реализме. Затем этот рисунок был цифровым образом преломлен, фрагментирован и преобразован в образ, который кажется нестабильным, словно ускользающим от узнавания. Так возник «след» – переходное пространство, где объект всё ещё различим, но уже изменён, намекая на иллюзию и уязвимость восприятия. Наконец, я перевела искажённую версию в живопись – «форму», превращая цифровую манипуляцию во что-то материальное и живописное. Эта последовательность исследует то, как идентичность может изменяться, преломляясь через разные процессы и оптики».
Интерактивная работа «Эскизы» – эта серия эскизов, портретов и экспериментальных рисунков представлена как интерактивный журнал-листалка. В отличие от более формальных работ выставки, это произведение делает акцент на процессе, а не на результате, позволяя зрителям физически взаимодействовать со страницами и проследить эволюцию художественного языка автора. В журнал входят этюды лиц, быстрые наброски, фрагменты идей и стилистические эксперименты, фиксирующие, как со временем развивалось искусство автора.

Тема портрета в работах Лейлы является прямым выражением идентичности. Так, основой цифровой работы Portrait in motion послужила архивная фотография ее тренера по каратэ, сделанная во время его поездки в Японию в начале 2000-х. Работы – портреты сохраняют неподвижность традиционного портрета, подвергая её процессам цифрового искажения. «Оптическая многослойность и искривлённые линии, навеянные ранними исследованиями Бриджит Райли в области оптических иллюзий, восприятия и фрагментации, «разрушают» фигуру, намекая на то, что и сама Память никогда не является фиксированной, а преломляется Временем», – рассуждает художница.
«Противоречия» – это автопортрет, визуализирующий расколотое пространство между стремлением и отторжением. Здесь появляются две версии одного и того же человека: одна – охваченная кристаллоподобными наростами, символизирующими самосаботаж, замаскированный под красоту, и другая – спокойная, отстранённая фигура, которая наблюдает, но не вмешивается. Такое удвоение «я» отражает органическое присутствие человеческого тела: хрупкого, но стойкого, пойманного во внутреннем противоречии. Вокруг портрета заметен элемент многослойного текста – слова и фрагменты несуществующего языка.
«Воин с мечом» – образ запечатлевает фигуру, зависшую между силой и уязвимостью. Портрет выполнен в приглушённых тонах, и в нём ощущается героическое настроение; меч небрежно покоится на плече мужчины – скорее, как тяжесть, чем как боевой призыв. Его взгляд твёрд, но ищущий, застывший между вызовом и размышлением, словно он сам ставит под сомнение роль воина, которую воплощает. Портрет приглашает задуматься о том, как формируются образы оружия и мужественности, и как культурная идентичность может быть одновременно и щитом, и бременем.
«В картине «Симбиот» я старалась зафиксировать ритм и связь, ощущаемые телесно и интуитивно, – делится Лейла. – Фигуры в состоянии симбиоза: они переплетены, взаимозависимы и отражают то, как человек неразрывно связан с природным миром. А «Слеза» – это сюрреалистическое исследование эмоций и восприятия через призму человеческого глаза. На картине изображён один глаз, выполненный в цифровой технике, но с необычным акцентом: слеза, нарушающая законы гравитации и поднимающаяся вверх, бросает вызов нашим ожиданиям и символизирует сложность подсознания. Это произведение является одновременно демонстрацией технического мастерства и выражением глубоких психологических тем, отражающих сюрреалистическую природу человеческих эмоций и восприятия. Связывая эту работу с более широкими темами выставки – взаимодействием органического и абстрактного и исследованием идентичности – она добавляет к общей повествовательной линии слой самоанализа и сложности».
Вот так вот художественно, на первый взгляд сложно для восприятия «сходу», витиевато, но четко и правдиво художница доносит до нас свое восприятие мира, идентичности, человеческой природы и сущности. Заставляет остановиться, медленно, глубоко вдохнуть и выдохнуть, чтобы ощутить свое «Я» в этом огромном, бесконечном, полном иллюзий, противоречий, добра и зла, правды и неправды, радости и грусти, справедливости и обид, мире… Прекрасно, что есть среди нас необыкновенно талантливые творческие люди с умением видеть насквозь, и жаждой делиться своим внутренним мироощущением со всеми нами. Успехов молодой художнице Лейле Нурбек!
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Загрузка...








