Славная традиция – изучать лучшие медиа
В начале учебного года у меня есть славная традиция: анализировать со студентами хорошие, первоклассные медиа. Качественные, лишенные даже налета желтизны. Газеты, откровенно рассказывающие о казахстанцах, газеты, не боящиеся поднимать самые актуальные проблемы. На страницах которых печатаются авторы, комплексно видящие жизнь во всех ее проявлениях. Медиа, на примерах которых можно и нужно учиться начинающим журналистам.
Такова газета «Білімді Ел – Образованная страна», которую вот уже больше десяти лет издает и редактирует выпускница факультета журналистики КазНУ имени аль-Фараби Ляззат Туркестанова.
Благодаря энтузиазму главного редактора на полосах появляются новые привлекательные рубрики. Ляззат ездит по стране, посещает школы и вузы, отписывает репортажи со множества интересных мероприятий.
Студенты 4 курса журфака КазНУ имени аль-Фараби прочитали, изучили номера газеты «Білімді Ел – Образованная страна» и выделили материалы, о которых обязательно нужно рассказать.
Саялым Дюсекеева:
Я прочла материал в выпуске от 17 марта 2020 года газеты «Білімді Ел», посвящённый теме новых учебников для школьников и детей, получающих дошкольное образование, в том числе для детей с ограниченными возможностями. В статье автор выделил ряд важных идей спикеров.
Особое внимание уделено содержанию учебников: в частности, отмечалось, что в учебниках по математике необходимо включать больше задач, соответствующих международным стандартам PISA, чтобы развивать у детей навыки логического и критического мышления. Кроме того, в учебниках по английскому языку, где на фотографиях представлены различные страны, Казахстан должен быть показан наравне с другими. Это важно для формирования у детей правильного представления о своей стране и её роли в мире.
Материал оставил у меня ощущение, что работа по улучшению учебников — это не только вопрос методики и содержания, но и воспитания национальной идентичности и уверенности у подрастающего поколения.
Жулдыз Жумаканова:
В выпуске газеты «Білімді Ел» от 4 августа 2020 года опубликовано интервью Асета Сыздыкова, привлёкшее внимание актуальной темой — выбором будущей профессии школьниками и значением «Атласа новых профессий» как ориентира в этом процессе.
Собеседник издания, министр Саясат Нурбек, отметил, что рынок труда стремительно меняется, и школьники должны готовиться к профессиям, которые будут востребованы в ближайшие годы. Эксперт отметил, что «Атлас новых профессий» помогает понять, какие навыки и специальности будут актуальны, и что становится своего рода «путеводной звездой» для молодёжи, выбирающей жизненный путь.
Газета ещё раз подчеркнула: профессиональная ориентация школьников — важная часть подготовки к будущему и залог конкурентоспособности подрастающего поколения.
Благодаря подобным публикациям читатели получают возможность глубже осознать стоящие перед системой образования задачи и роль инновационных инструментов, таких как «Атлас новых профессий», в формировании будущего поколения профессионалов.
Дарья Сизова:
В газете «Білімді ел» от 16 марта 2021 года меня особенно заинтересовал материал Айгуль Коразовой под заголовком «Женщина в науке», в котором рассказывается о Карлыгаш Джумагуловой, докторе физико-математических наук, профессоре Казахского национального университета имени аль-Фараби, лауреате Государственной премии РК в области науки и техники. Автор подробно освещает её достижения, научный путь и личные проекты. Особенно впечатляет, что Карлыгаш Джумагулова не раз проходила стажировки за рубежом, представляла страну на международных конференциях и сумела заслужить уважение коллег в научном сообществе.
Эта публикация доказывает, что женщина способна добиваться успехов в любой сфере. Именно это и зацепило меня, ведь я считаю, что журналисты должны писать и обращать внимание аудитории не только на достижения мужчин, но и рассказывать о талантах и победах женщин нашей страны. Такие материалы вдохновляют и помогают разрушать стереотипы.
Аяулым Амирова
В газете «Образованная страна» от 17 ноября 2020 года в рубрике «Уголок Білімбека» опубликована статья «Теория одиночки». В ней автор объясняет, что он пишет не об одиноких людях, которых оставила судьба, а об одиночках, то есть о тех, кто выбирает этот путь намеренно. Мне понравилось, что автор рассматривает это не как проблему, а как осознанный выбор и особую природу человека. В статье одиночки описываются как независимые и самодостаточные личности, которые умеют полагаться на собственные силы и часто находят себя в творческих профессиях. В качестве аргументов автор использует описание их психологического портрета, особенностей характера и склонности идти своим путем. Текст написан простым и разговорным языком, что делает его доступным широкому кругу читателей. Интересно и то, что автор обращается к аудитории напрямую словами «Привет, друзья», создавая эффект дружеской беседы.
Эльдар Каутанов:
Статья «Августовское совещание: главные вопросы образования» посвящена пленарному заседанию Республиканского августовского совещания педагогов и работников сферы образования РК. Автор четко разделяет материал на подтемы, последовательно излагает выступления Премьер-министра, министра образования, его заместителя. Текст написан доступным языком, легко воспринимается, а статистика и другие данные приведены грамотно и уместно. В целом статья отвечает основным требованиям к журналистскому материалу и заслуживает положительной оценки.
Газета «Білімді Ел» от 25 августа 2020 года.
Дина Саиын:
В республиканской общественно-политической газете «Білімді ел – Образованная страна» я прочитала две статьи, и обе они меня по-настоящему зацепили. Несмотря на разный стиль — художественно-публицистический очерк и личное воспоминание, — в них чувствуется одно общее: искренность, уважение к учителям и вера в силу образования.
Первая статья Нуржамал Самуратовой «У нас всё получится!» сразу понравилась своей человечностью. Автор очень просто, почти доверительно рассказывает о том, как изменилась наша жизнь во время пандемии. Повседневные сцены — утренние заботы семьи, привычные маршруты, школьные занятия — вдруг сменяются пустыми улицами, масками, уроками через экран. Этот контраст заставил меня задуматься о том, как резко меняется жизнь и как быстро приходится к этому приспосабливаться. Особенно важно, что в центре внимания остаются дети и учителя. Мне понравилось, что автор не зацикливается только на трудностях, а видит и новые возможности: освоение цифровых платформ, рост самостоятельности школьников, совместные усилия педагогов и родителей.
Вторая публикация — эссе Күлзипы Қылышбаевой «Жүрегімде жатталған ұстазға тең тұлғасы». Этот текст тронул своей откровенностью. Автор с особой теплотой пишет о своём учителе, Бақыткүл Базарқұлқызын, чья личность оставила глубокий след в её жизни. Через воспоминания о школьных уроках, о добром отношении и умении вдохновлять раскрывается образ Учителя с большой буквы. Я почувствовала, что это не только личная история, но и обобщённый портрет наставника, который помогает ученикам находить свой путь и верить в себя.
Мне обе статьи понравились, каждая из них оставили сильное впечатление. В одной я увидела, как мы учимся справляться с вызовами современности, а в другой – светлую благодарность Учителю, чьё влияние зачастую продолжается и после его жизни.
Отдельно хочу отметить саму газету «Білімді ел – Образованная страна». Это издание даёт возможность услышать живые голоса авторов, увидеть разные грани образовательной тематики. При этом газета не ограничивается публицистикой: на её страницах нередко можно найти полезные рекомендации и практические материалы, которые помогают и педагогам, и школьникам в их повседневной работе и учёбе.
Дамир Кульбаев:
Выпуск газеты «Білімді ел» от 14 апреля 2020 года ярко отразил время пандемии. В нём показаны переход школ и вузов на дистанционное обучение, усилия учителей, телеканалов и цифровых платформ (Bilim Media Group, Kundelik). Газета подробно рассказала о решениях Министерства образования и поддержке со стороны Всемирного банка и ЮНИСЕФ, подчеркнув, что опыт Казахстана получил международное признание. Особое место занял материал к 1150-летию аль-Фараби, связавший сегодняшние реалии с духовным наследием великих мыслителей. Теплоту и искренность номеру придали человеческие истории — об учебе казахстанских студентов за рубежом и о молодом журналисте Ергали Капалове. В материале в рубрике «Тема дня», автор пишет об успехах казахстанских студентов за рубежом. Автор приводит статистические данные, сколько стипендиатов обучаются в рамках программы «Болашақ». На той же полосе – интервью у казахстанских студентов, которые остались изолированными в других странах. Герои выпуска поделились мнением, как они приспосабливаются к учебе в дистанционном формате. На этой же полосе читателю представлен отдельный блок новостей для студентов Евразийского национального университета.
Что касается оформления, каждая страница аккуратно структурирована: указаны выпуск, дата, сайт и контакты. Всё это создаёт впечатление целостности и высокого качества издания.
Анастасия Ким:
В газете «Білімді ел» вышел интересный и полезный материал «Бизнес-инкубатор как инструмент трансформации вуза в инновационно-предпринимательский университет». В статье подробно объясняется, как подобные площадки помогают студентам воплощать собственные идеи, запускать проекты, приобретать практический опыт и формировать навыки, которые востребованы в реальной работе и бизнесе. Уже с первых строк становится понятно, что речь идет не просто о теории, а о реальных инструментах, которые открывают молодежи новые горизонты.
Особенно ценно, что материал написан доступно, без лишней теории, но с конкретными примерами и акцентом на реальных результатах. Автор не только показывает, как бизнес-инкубаторы меняют привычный взгляд на университет, но и становится не только местом для лекций и экзаменов, а также пространством для роста, поиска себя и первых шагов к профессиональной самореализации.
Такие инициативы способны менять саму образовательную среду – университет превращается в место, где студенты учатся быть лидерами, исследователями и создателями собственного будущего.
Санжар Кайнарбек:
Номер газеты «Білімді Ел» от 25 августа 2020 года был полностью посвящён главной теме того периода — переходу системы образования на дистанционный формат в условиях карантина. На страницах издания подробно рассмотрены первые результаты адаптации школ и преподавателей, а также обозначены перспективы развития онлайн-обучения.
Особый интерес вызывает статистика, где представлены данные как по ученикам, так и по педагогам. Исследование затрагивает ключевые вопросы: удалось ли повысить продуктивность и успеваемость школьников, насколько трудным оказался переход в онлайн-формат, как изменился сам процесс обучения. Для большей наглядности авторы разделили показатели на городские и сельские школы, что позволило выявить различия и сложности, с которыми столкнулись разные группы учащихся.
Во второй части публикации рассмотрены альтернативные подходы к образованию. В частности, интернет-порталы с онлайн-курсами, методическими материалами и уроками для самостоятельного изучения. Кроме того, важную роль в процессе адаптации сыграли телеуроки: на телеканале «Хабар» для младших классов запускались специальные программы, где обучение велось в игровой форме. К моменту выхода статьи было отснято уже 900 выпусков, а поставленная цель составляла три тысячи телеуроков.
Таким образом, публикация в «Білімді Ел» демонстрирует, что, несмотря на сложности, система образования страны активно осваивает новые форматы обучения, формируя фундамент для дальнейшего развития цифровых технологий в школе.
Елжан Бисенбаев:
В общественно-политической газете «Білімді ел» от 6 апреля 2021 года, на четвертой полосе огромное внимание уделяется исследованиям и экологическому образованию студентов «Инновационного Евразийского Университета». В материале автор поднимает проблему: во многих регионах страны научные исследования не используются в полной мере, несмотря на разработку студентами проектов в сфере химических технологий.
В газете мне особенно понравился раздел «Уголок Білімбека», материалы которого прививают любовь к культурным ценностям. Раздел содержит разнообразные упражнения с методическими рекомендациями для комплексного развития детей. Например, в данном материале автор советует, записывать свои мысли в блокноте, приводит факты, что именно так человек активизирует работу правого полушария мозга. Также в тексте автор упоминает Абая как пример для молодежи, но при этом ни в коем случае не сравнивает читателя с ним. В тексте говорится о том, что каждый человек имеет свое видение и вправе излагать свои мысли в блокнот.
Основной аудиторией газеты являются учителя, школьники, а также их родители. Хочу отметить, что достоинством газеты является то, что в ней выходят новости, посвященные научным достижениям высших учебных заведений.
Таким образом, «Білімді ел» — это не только источник информации, но и площадка для воспитания, анализа и поиска решений в сфере образования.
Ратмир Северный:
В статье «Bilimdi El» от 28 апреля 2020 года вице-министр науки и образования РК Бибигуль Асылова поделилась мыслями о финансировании частных школ в условиях перехода на дистанционное обучение.
Главная проблема казахстанских школ – перегруженность и трёхсменное обучение. Для её решения привлекаются частные инвесторы: только в 2019 году построено 70 школ совместными усилиями государства и бизнеса. Спонсорам обещают упрощение возврата затрат и совершенствование подушевого финансирования.
Эту позицию поддержала депутат мажилиса Ирина Смирнова, отметив, что инвесторам выгодно строить школы: здания остаются в их собственности и укрепляют их репутацию.
Подушевое финансирование, действующее с 2013 года, акцентирует внимание на каждом ученике, а не на инфраструктуре. Система внедрена и в государственных школах, но требует доработки: в отличие от западной модели, казахстанские школы работают в две-три смены.
На онлайн-конференции представители частных школ и бизнеса отметили необходимость решения проблем нехватки квалифицированных педагогов и повышения зарплат учителей.
Б. Асылова подчеркнула, что все замечания будут учтены для дальнейшего совершенствования системы.
Равиль Касымов:
В газете «Билимди Ел» меня заинтересовала статья от 22 июня 2025 года – «Пресс-конференция: Казахстан законодательно регулирует деятельность эндаумент-фондов».
Статья рассказывает нам о конференции на тему эндаумент-фондов, где попечительский фонд будет активно использоваться для сбора инвестиций в образование, науку, медицину, спорт. По словам вице министра науки и высшего образования Гульзат Кобеновой, подобные социальные и частные инвестиции уменьшат нагрузку на государственный бюджет. Основа закона была взята из опыта американской деятельности эндаумент-фондов. Попечительские советы будут собираться из граждан, юристов и лиц имеющих заслуги перед обществом. Планируется создание 5 пилотных фондов при вузах с общей капитализацией в 50 млрд тенге.
Айым Орынбай:
В республиканской общественно-политической газете «Білімді Ел – Образованная страна» в № 1-2 от 14 января 2020 года я прочитала статью о Законе «О статусе педагога». Считаю, что эта статья очень важна, потому что она раскрывает значимость учителя в обществе.
В законе определены права, обязанности и социальные гарантии педагогов. Основные положения включают:
– Права педагога – свобода выбора методов преподавания, учебных материалов, участие в разработке программ, защита профессиональной чести и достоинства, повышение квалификации, материальное и социальное обеспечение.
– Обязанности педагога – обеспечение качества образования, соблюдение педагогической этики, постоянное профессиональное развитие, защита прав обучающихся.
Не менее важно, что в статье говорится и об обязанностях педагога — давать качественное образование, соблюдать педагогическую этику, постоянно развиваться и защищать права учеников. Я думаю, именно эти качества делают учителя настоящим наставником.
– Социальные гарантии – сокращённая нагрузка по рабочему времени, дополнительный отпуск, выплаты, надбавки и льготы.
– Педагогическая этика – акцент на уважение к личности ученика, справедливость, исключение дискриминации.
– Поддержка государства – создание условий для профессиональной деятельности, обеспечение материальной базы и достойной оплаты труда.
Закон направлен на повышение престижа профессии педагога, защиту их прав и создание условий для качественного образования в Казахстане.
Прочитав эту статью, я ещё раз убедилась, насколько велика роль педагога в жизни каждого человека и в будущем страны.
Алина Бейсембаева:
Статья «Электронный учебник: сегодня и завтра» поднимает актуальную тему цифровизации образования и внедрения электронных учебников в школьную практику.
Материал интересен тем, что он не ограничивается констатацией факта внедрения новшеств, а показывает процесс: заключение договоров с издательствами, перевод всех учебников в цифровой формат, упрощение нормативных процедур. Понравилось, что в статье есть и конкретные цифры — например, упоминание о 652 электронных учебниках и планах по дальнейшему расширению.
На меня статья произвела положительное впечатление: она информативна, структурирована и показывает движение Казахстана в сторону современных образовательных технологий. Можно сказать, что она служит хорошим примером популяризации идей цифровизации в обществе и даёт надежду, что в будущем доступ к знаниям станет ещё проще и удобнее.
Таким образом, с удовольствием констатирую.
Материалы газеты разнообразны. Тематика обширна, охватывает все области нашей страны. Популяризация передового педагогического опыта, эссе о педагогах, оставивших след в душах учеников, поднятие самых насущных проблем – всё это полосы и оперативный сайт самого популярного педагогического издания – любимой газеты «Білімді Ел – Образованная страна».
Мы в аудитории тоже обозначили злободневные вопросы современного образовательного процесса. Их много, они разнообразны. В их решение вовлечены все: родители, школа, общественность. И поняли: без медиа, без острого слова журналистов – никуда.
Именно газета «Білімді Ел – Образованная страна», активно освещающая эти непростые проблемы, делающая это компетентно, комплексно, а главное – болея за результат, всегда на передовой образования.
Лариса Павловна Нода,
преподаватель журфака КазНУ имени аль-Фараби,
лауреат Международного Пушкинского конкурса,
лауреат премии Союза журналистов Казахстана,
художественный руководитель театра КазНУ «Эйдос»

