Мост между замыслом и воплощением: проложен ли он?

Принятая Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №249 «Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования на 2023-2029 годы» (Новая концепция) стала ключевым стратегическим документом, определяющим вектор модернизации образования на ближайшие четыре года. Особое внимание в ней уделено внедрению Национальной модели обеспечения качества образования, построенной на четырёх уровнях – от внутреннего контроля в организациях до государственной ответственности.

На первый взгляд модель выглядит стройной и комплексной. Однако детальный анализ показывает, что её практическая реализация сталкивается с рядом серьёзных барьеров, которые способны свести к минимуму ожидаемый эффект.

Лаззат БУЛЕБАЕВА,
академический координатор Международного агентства независимой аккредитации и оценки качества образования МАНАоКО

«Строение рушится не от тяжести камней, а от слабости основания» – проблема несбалансированности уровней модели

Сегодня можно говорить о том, что первые два уровня Национальной модели обеспечения качества образования, внутренний и внешний, уже имеют достаточно проработанные механизмы регулирования и контроля. Так, инструмент самооценки образовательной деятельности закреплён в подп. 4-1 статьи 59 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III, где сказано: «Организации образования проводят самооценку своей образовательной деятельности в порядке, установленном уполномоченным органом».

Внутришкольный контроль и мониторинг в дошкольных организациях регламентированы Типовыми правилами деятельности организаций образования (Приказ Министра просвещения РК от 31 августа 2022 года №385), а также Перечнем документов, обязательных для ведения педагогами (Приказ МОН РК от 6 апреля 2020 года №130), национальные и международные мониторинги (включая международные исследования PISA и TIMSS), лицензирование и аттестация педагогов – это инструменты, которые фактически встроены в действующую систему оценки качества образования.

Критериальное оценивание, как важный инструмент внутреннего качества, установлено в Критериях оценки знаний обучающихся среднего, технического и профессионального, послесреднего образования (Приказ МОН РК от 21 января 2016 года №52), а порядок текущего и итогового контроля – в Типовых правилах проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации (Приказ МОН РК от 18 марта 2008 года №125).

Но третий уровень – аккредитация организаций дошкольного и среднего образования – остаётся «мёртвой зоной». Несмотря на то, что в Концепции прямо указано: «Независимая аккредитация является ключевой составляющей национальной системы обеспечения качества образования» (п. 49 Концепции), для детских садов и школ отсутствуют стимулы, которые бы делали аккредитацию необходимой или хотя бы выгодной.

Так, согласно ЗРК «Об образовании» уполномоченный орган – Министерство просвещения – ведёт три Реестра:

 – Реестр признанных аккредитационных органов (Реестр 1, куда входят 10 аккредитационных органов, 9 из которых были созданы изначально для аккредитации организаций высшего и послевузовского образования, а также организаций технического и профессионального образования);

– Реестр аккредитованных организаций образования (Реестр 2, в который вошли 10 школ и 350 ТиПО);

– Реестр аккредитованных образовательных программ (Реестр 3, в который входят аккредитованные аккредитационными органами образовательные программы ТИПО).

Как видно из перечисленных Реестров, аккредитация успешно реализуется в системе ТиПО, поскольку для данного уровня образования Министерством просвещения определены меры стимулирования.

 «Без морковки и кнута: почему детские сады и школы не идут в аккредитацию» – отсутствие мер стимулирования в дошкольном и среднем образовании

 В сфере ТиПО аккредитация стала действенным инструментом благодаря прямой привязке к государственному заказу. Согласно статье 9-1 Закона РК «Об образовании»: «Наличие документа о прохождении институциональной и (или) специализированной аккредитации является условием участия в размещении государственного образовательного заказа». Это положение закреплено и в Правилах размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров ТиПО (Приказ Министра просвещения РК от 27 августа 2022 года №381).

Для вузов аналогичная логика прочно вошла в практику и работает: аккредитация даёт право выдавать дипломы собственного образца (ст. 39-1 ЗРК «Об образовании») «Организации образования, имеющие лицензию на занятие образовательной деятельностью по образовательным программам высшего и послевузовского образования в области здравоохранения и прошедшие аккредитацию в аккредитационных органах, внесённых в реестр признанных аккредитационных органов» и участвовать в распределении госзаказа (пп.5-1 пункт 5 ст. 62 ЗРК «Об образовании») «Финансирование подготовки кадров с высшим или послевузовским образованием на основе образовательного гранта или государственного образовательного заказа осуществляется в организациях образования, прошедших аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр признанных аккредитационных органов, за исключением Академии правосудия, военных, специальных учебных заведений.»

Однако для школ и дошкольных организаций подобные механизмы отсутствуют. Ни в Законе «Об образовании», ни в подзаконных актах нет норм, которые бы устанавливали преимущества для организаций дошкольного и среднего образования при прохождении аккредитации. В результате этот уровень в Новой концепции фактически выпадает из системы, превращая Национальную модель обеспечения качества в декларацию, а не в рабочий инструмент.

«Мозаика без недостающих фрагментов: как работает законодательство»

Еще одна слабость – несогласованность и фрагментарность нормативно-правовой базы. Инструменты первого и второго уровней (самооценка, внутришкольный контроль, критерии оценивания, государственный контроль, мониторинги) детально регламентированы отдельными приказами. Но для аккредитации школ и дошкольных организаций аналогичной нормативной базы не создано. Исключение сделано лишь для международных школ, статус которых установлен Постановлением Правительства РК от 6 февраля 2012 года №207.

Фактически сегодня аккредитация в системе дошкольного и среднего образования остаётся добровольной формальностью, не имеющей ни правовых, ни финансовых последствий.

 «Предупреждён – значит вооружён: какие тени нависают над реформой»

 Если ситуация сохранится, можно прогнозировать:

  • аккредитация школ и детских садов так и не станет элементом системы обеспечения качества,
  • Национальная модель обеспечения качества образования останется неполной, что подорвёт доверие к ней со стороны педагогического сообщества и общества в целом,
  • выполнение задач Новой концепции по обеспечению качества образования будет носить декларативный характер, и независимая оценка качества образования с привлечением различных стейкхолдеров не будет комплексно реализована по всем уровням образования, а детские сады и школы не получат возможности быть признаны как на национальном, так и на международном уровне. Существующая практика использования инструментов оценки качества, которая продолжает наследие советской системы, так и будет вызывать критику и порождать коррупцию.

По Н.Макиавелли: «Нет ничего труднее, чем заняться созданием нового порядка вещей»

 История убедительно показывает, что успех любой реформы зависит не столько от масштаба замыслов, сколько от их практической реализации.

В контексте образования важно, чтобы предпринятые шаги носили системный характер: от корректировки законодательных норм до создания эффективных механизмов поддержки школ и детских садов в процессе аккредитации.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в нормативно-правовую базу. Такой шаг позволит министерству просвещения не только устранить существующие пробелы, но и ввести реальные меры стимулирования аккредитации дошкольных организаций и школ. Среди возможных шагов:

  • предусмотреть привязку прохождения аккредитации к участию в госзаказе и подушевом финансировании для школ, в ваучерном финансировании для дошкольных организаций;
  • предоставление приоритетов в финансировании и поддержке для аккредитованных школ и дошкольных организаций, вошедших в Реестр-2;
  • закрепить правовые гарантии для аккредитованных организаций (например, расширенные полномочия в реализации образовательных программ).

Перечисленные правовые механизмы способны придать аккредитации школ и детских садов статус полноценного инструмента обеспечения качества и, в соответствии с Новой концепцией, укрепить её роль как «ключевой составляющей национальной системы обеспечения качества». Это позволит задействовать все четыре уровня Национальной модели, обеспечить их гармоничное функционирование и создать необходимые условия для достижения стратегических целей Концепции, избежав риска их декларативного характера. А принцип «Все субъекты образовательного пространства будут соблюдать национальную модель обеспечения качества», прописанный в Новой концепции, будет стимулировать организации дошкольного и среднего образования к развитию, совершенствованию и устойчивому росту.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий