Секрет успешного педагога: поддержка коллег и доверие общества
В Казахстане подведены итоги международного исследования преподавания и обучения TALIS-2024, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Результаты показали, что за последние годы в стране произошли заметные позитивные изменения в условиях труда и отношении общества к профессии учителя. О том, какие реформы оказались наиболее значимыми, что изменилось в ежедневной работе педагогов и что сегодня помогает учителям чувствовать уверенность в своей миссии, мы поговорили с заместителем председателя правления Национального центра исследований и оценки образования «Талдау» Асель КАМБАТЫРОВОЙ.
– Асель Сагадатовна, согласно исследованию TALIS-2024, недельная нагрузка казахстанских педагогов заметно снизилась – с 50 до 36 часов. За счет чего удалось достичь этого результата?
– Действительно, за последние шесть лет рабочая нагрузка педагогов в Казахстане сократилась почти на треть, и сегодня она ниже, чем в среднем по странам ОЭСР. Ключевую роль здесь сыграл Закон «О статусе педагога», принятый по инициативе Главы государства. Он стал настоящим прорывом: впервые в истории страны был четко закреплен правовой, социальный и профессиональный статус учителя.
Одно из главных достижений – это освобождение педагогов от несвойственных обязанностей и чрезмерной административной нагрузки. Учителей больше не привлекают к несвойственной им работе, значительно сокращен объем отчетности. Кроме того, была снижена нормативная учебная нагрузка, что позволило педагогам уделять больше времени непосредственно преподаванию и работе с учениками.
– Меньше часов не всегда означает большее качество. Как это отразилось на вовлеченности педагогов и качестве преподавания?
– Здесь важно уточнить: нагрузка снизилась не за счет сокращения преподавания. Исследование TALIS как раз показывает, что снижение нагрузки не уменьшило, а наоборот усилило преподавательскую вовлеченность.
Если в 2018 году педагоги в среднем проводили около 16 часов в неделю за преподаванием, то сегодня – 23 часа. Это на 7 часов больше, чем шесть лет назад, и выше среднего показателя по ОЭСР (22 часа).
То есть теперь учителя тратят больше времени именно на уроки, а не на бумажную работу.
Мы также видим, что педагоги стали меньше испытывать стресс из-за бюрократических требований, а эмоциональное благополучие улучшилось. Так, доля педагогов, считающих административную работу источником стресса, снизилась с 36% до 25%.
А мы все понимаем, что очень часто помимо того, что этот фактор административной работы и отчетности отвлекал от работы, он еще и влиял на мотивацию педагогов, и соответственно на ответственность при подготовке к урокам.
Поэтому уменьшение нагрузки положительно отразилось на качестве проведения урока. Например, у нас на 18% выросла доля педагогов, которые регулярно подводят итоги изученного материала в классах, сейчас это 93%. Кроме того, мы наблюдаем рост числа педагогов с послевузовским образованием – с 3,5% до 11%.
Все эти показатели говорят о том, что педагог стал больше сосредоточен на сути своей профессии – обучении и развитии детей.
– Какие административные функции удалось снять с учителей?
– Это в первую очередь отчетность, ведение документации и участие в несвойственных мероприятиях. Например, теперь запрещено привлекать учителей к обходам домов учащихся или участию в субботниках. На практике это означает, что педагоги могут сосредоточиться на учебном процессе.
Кроме того, значительно уменьшено количество обязательных документов, которые учитель должен заполнять ежедневно. Все это ощутимо разгрузило педагогов. А вместе с цифровизацией и внедрением единой образовательной базы данные процессы стали еще проще и прозрачнее.
– Закон «О статусе педагога» называют одной из самых успешных реформ в сфере образования. Какие реальные изменения вы видите после его внедрения?
– Можно с уверенностью сказать, что этот закон стал поворотным моментом. Мы видим рост престижа профессии. К примеру,если в 2018 году всего 63% педагогов считали, что их труд ценится в обществе, то сегодня этот показатель вырос до 82%. Вместе с тем, больше половины педагогов отмечают, что их взгляды ценятся политиками и управленцами – 58%. А положительный образ учителя в СМИвырос с 62% до 73%.
Одновременно с этим удовлетворенность условиями труда выросла с 51% до 71%, а удовлетворенность заработной платой – с 39% до 71%.
Учителя ощущают, что их голос слышен.Все это напрямую влияет на мотивацию и желание развиваться. Сегодня значительно больше педагогов готовы снова выбрать эту профессию, если бы им пришлось принимать решение заново. И это, пожалуй, главный показатель эффективности реформ.
– Как вы считаете, что сегодня сильнее всего влияет на качество преподавания – условия труда, подготовка или мотивация педагога?
– Все эти факторы важны, но, если говорить о приоритетах, то на первом месте, безусловно, мотивация. Хорошие условия создают основу, профессиональная подготовка обеспечивает уверенность, но именно внутренняя мотивация – это то, что определяет качество преподавания.
Когда учитель чувствует, что его труд уважают, что он имеет возможность расти и быть услышанным, он вкладывает в свою работу душу. Именно такая среда, где педагог чувствует доверие и поддержку – от коллег, родителей и государства – формирует основу сильной образовательной системы.
– Что показало участие Казахстана в TALIS с точки зрения государственной политики?
– Прежде всего, это демонстрация открытости и готовности государства слышать своих педагогов. TALIS – это не внешняя оценка, а возможность самим учителям рассказать, как они видят систему образования, свои трудности и достижения. Поэтому для государства это инструмент, позволяющий принимать решения, опираясь на реальные данные, а не предположения.
Участие Казахстана в этом исследовании – это проявление доверия к профессиональному сообществу. Это путь к тому, чтобы образовательная политика строилась не для учителей, а вместе с ними.
Загрузка...




