Пути развития естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

17 ноября 2025 года в рамках серии методических вебинаров для учителей Восточно-Казахстанской области состоялся онлайн-мастер-класс на актуальную тему: «Пути развития естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии». Мероприятие было организовано КГУ «Восточно-Казахстанский региональный научно-методический центр информатизации и развития образования «Örken» управления образования ВКО», передает официальный сайт управление образования Восточно-Казахстанской области.

Провела занятие для коллег Татьяна Владимировна Джежеря, учитель биологии Назарбаев Интеллектуальной школы естественно-математического направления г. Усть-Каменогорска. Участниками ZOOM-конференции стали педагоги естественно-научных дисциплин со всего региона.

Целью вебинара было ознакомить учителей с эффективными подходами и практическими инструментами для формирования функциональной грамотности школьников, которая является ключевым показателем в международном исследовании PISA.

В начале встречи спикер напомнила аудитории, что такое естественно-научная грамотность, и подчеркнула: это не просто сумма знаний, а способность применять их в реальных жизненных ситуациях. Яркой иллюстрацией к этому тезису стала цитата Александра Минца: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».

Основное внимание на мастер-классе было уделено трем главным путям развития этой грамотности:

Использование практико-ориентированных заданий. Татьяна Владимировна на конкретных примерах из материалов PISA, таких как «Курение табака» и «Кукуруза», показала, как знакомые темы из школьного курса биологии можно связать с проблемами здоровья и экологии. Это помогает ученикам не просто заучивать факты, а понимать причинно-следственные связи и принимать осознанные решения.

Проведение мини-исследований. Спикер рассказала о преимуществах этого формата работы: возможность быстро освоить большой объем информации, развитие навыков командной работы и «точечная» отработка конкретных исследовательских навыков.

Моделирование как вид проектной деятельности. Этот метод позволяет ученикам в условиях ограниченного времени и ресурсов решать практические задачи, развивая критическое мышление, креативность и умение работать в команде.

Материалы, представленные на вебинаре, имеют высокую практическую ценность. Они помогут учителям не только готовить 15-летних учащихся к тестированию PISA, но и делать уроки для старшеклассников более полезными в контексте подготовки к итоговой аттестации.

Проведенный мастер-класс стал важным вкладом в повышение квалификации педагогов области и подтвердил, что развитие естественно-научной грамотности — это не дополнительная нагрузка, а современный и эффективный подход к преподаванию, за которым будущее казахстанского образования.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий