Преподаватель организатор по формирование лидерских качеств учащихся через предмет НВТП: опыт и результаты реализации программы
№ 017895
Аннотация. В статье рассматривается опыт реализации программы «Формирование лидерских качеств через предмет НВТП» в КГУ «СОШ №13». Раскрывается значимость дисциплины «Начальная военная и технологическая подготовка» для развития ответственности, организованности, инициативности и уверенности у школьников. Представлены теоретические основания программы, методы работы, результаты анкетирования и наблюдений, а также выводы о влиянии НВТП на становление лидерских качеств у подростков.
Введение. Современная школа сталкивается с задачей воспитания активных, самостоятельных и инициативных граждан, способных принимать решения и работать в коллективе. В этих условиях всё большую значимость приобретает формирование лидерских качеств у учащихся. Предмет «Начальная военная и технологическая подготовка» обладает уникальными возможностями для решения данной задачи, так как сочетает элементы дисциплины, физической подготовки, командной работы и ответственности.
В рамках программы педагогом-организатором НВТП КГУ «СОШ №13» Қабыш Альмирой Мухаммедгалиевной была разработана и внедрена исследовательская работа, направленная на изучение и развитие лидерских качеств у школьников через содержание и формы обучения НВТП.
Теоретические основания программы. Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Лидерство рассматривается как совокупность личностных качеств и поведенческих характеристик, формирующих способность человека направлять коллектив, принимать решения и проявлять инициативу. Основным методологическим основанием программы выступают системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Цель и задачи исследования. Цель: выявить возможности предмета НВТП в формировании лидерских качеств школьников и разработать эффективные методы педагогической работы. Задачи: изучить теоретические основы формирования лидерских качеств; проанализировать содержание дисциплины НВТП; разработать и внедрить методические приёмы развития лидерства; оценить эффективность программы. Новизна исследования. Новизна работы заключается в переосмыслении предмета НВТП: он рассматривается не только как средство военной и технологической подготовки, но и как важный инструмент развития личностного потенциала учащихся.
Методы исследования. Использованы анализ литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, практическая апробация упражнений и анализ результатов. Ход реализации программы. В программе применялись командные задания, временные командиры отделений, ролевые и тактические упражнения, военно-спортивные игры, проектная деятельность («Лидер XXI века»). Результаты исследования. Анкетирование показало рост показателей лидерских качеств: уверенность — 46% до программы и 78% после; ответственность — 52% и 85%; инициативность — 39% и 73%; работа в коллективе — 44% и 80%; лидерские функции — 41% и 77%.
Практическая значимость программы. Результаты могут применяться в учебной, методической и воспитательной работе школы. Выводы. Предмет НВТП доказал свою эффективность как инструмент формирования лидерских качеств. Программа способствует воспитанию активных и ответственных граждан, способных проявлять инициативу, уверенность и лидерство.
Альмира Мұхаммедқалиқызы ҚАБЫШ,
преподаватель организатор по НВТП
“Средняя общеобразовательная школа
№ 13″ отдела образования города
Экибастуза, управления образования
Павлодарской области
