Роль физической культуры в поддержании психического здоровья детей
Аннотация. В статье рассматривается влияние физической культуры на психическое здоровье детей младшего и среднего школьного возраста. Обоснована роль двигательной активности в профилактике эмоциональных нарушений, развитии стрессоустойчивости, формировании позитивной самооценки и социального взаимодействия. Представлены рекомендации по интеграции физкультурных программ в образовательную среду Казахстана. Ключевые слова: физическая культура, психическое здоровье, дети, стрессоустойчивость, развитие, Казахстан.
Введение. В современных условиях увеличивается количество детей, испытывающих эмоциональную нестабильность, тревожность, низкую мотивацию и стресс. По данным Министерства просвещения Республики Казахстан, около 30 % школьников имеют признаки психологического дискомфорта. Одним из эффективных средств укрепления психического здоровья детей является систематическая физическая культура.
Физическая активность способствует не только укреплению организма, но и нормализации эмоционального состояния, развитию уверенности в себе, снижению уровня тревожности и агрессивности. Физическая культура выполняет важные психолого-педагогические функции: эмоциональная разгрузка. Активные игры, бег, гимнастика и танцевальные упражнения снижают уровень стресса, помогают снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.
Развитие социальной адаптации – командные виды спорта формируют навыки сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, коммуникации. Ребенок учится взаимодействовать с коллективом, принимать правила, уважать других. Формирование уверенности и самооценки – успехи на физкультуре, личные достижения и участие в спортивных мероприятиях укрепляют чувство уверенности в себе и позитивное самоотношение.
Развитие когнитивных функций – движение стимулирует кровообращение мозга, улучшает память, внимание, способность к концентрации и обучению. Применение в условиях казахстанской школы. В Казахстане внедряются следующие направления: школьные спортивные кружки («Асық ату», баскетбол, волейбол, тоғызқұмалақ); дни здоровья и массовые спортивные мероприятия; использование национальных подвижных игр как средства физического и эмоционального развития; «Час активного движения» в начальных классах, рекомендованный Министерством здравоохранения РК.
Такие формы работы не только улучшают физическое и психическое здоровье, но и повышают интерес детей к физической культуре, формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни. Рекомендации для педагогов: Добавлять в уроки релаксацию: дыхательные упражнения, растяжку, игровые паузы. Использовать элементы арт-терапии (двигательная музыка, ритмопластика).
Поддерживать дружелюбную атмосферу, избегать чрезмерной конкуренции. Формировать у детей внутреннюю мотивацию, а не только ориентацию на оценки. Заключение. Физическая культура играет важную роль в укреплении психического здоровья детей. Регулярная двигательная активность способствует снижению стресса, развитию уверенности, позитивной самооценки и социальной адаптации. В условиях казахстанской школы важно использовать физкультуру не только как обязательный предмет, но и как средство психолого-педагогической поддержки.
Список литературы (Казахстан):
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2024–2028 годы;
Жакеев Ж.Ж. Психология детей школьного возраста. – Алматы: Қазақ университеті, 2021;
Сейталиев К.А. Педагогика и психология. – Нур-Султан: Фолиант, 2020;
Койшибирова Г.Т. Роль физической культуры в формировании личности школьника. // Вестник КазНПУ. – 2022;
Министерство просвещения РК. Отчет о состоянии психического здоровья школьников. – Астана, 2023;
Сагындыкова А.Б. Физическая культура и эмоциональное благополучие детей. – Алматы: Эверо, 2022.
Алтынай Сланбекқызы ЖҮНҮС,
КГУ СОШ №13 учитель физической культуры,
Павлодарская область, город Экибастуз
