Экспертиза школьных учебников в Казахстане: опыт и перспективы

Экспертиза учебной литературы проводится для оценка качества вновь разработанных учебников и учебно-методических комплексов и их соответствия государственным общеобязательным стандартам образования, учебным программам и другим требованиям, предъявляемым к современному учебнику.

Мой опыт участия в экспертизе школьных учебников начинается с 2021 года в Республиканском учебно-практическом центре «Учебник». Это был период структурных изменений процесса экспертизы учебников, в мае 2021 года этот центр был переименован в Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования. С тех пор принимаю участие в экспертизе, допуске, одобрении учебников для использования в школах. Благодаря экспертизе качество учебников постепенно улучшается. Для меня проведение экспертизы учебников – это новый опыт, и я своими глазами вижу определённые позитивные изменения.

В 2015 году были обновлены стандарты и учебники всех уровней среднего образования. Появилась компетентная педагогика и функциональная грамотность, где важны не только знания, но и умение применять их на практике. Сейчас роль образования заключается в том, чтобы помочь обучающемуся найти свой путь к постижению того, что большинство экспертов считает истиной, и дать ему возможность решить, либо стать частью этого понимания, либо стать тем человеком, который будет менять эту реальность, привносить что-то свое, новое.

Внедрение обновлённого содержания образования и деятельностной модели обучения потребовало изменения структуры и содержания учебников. В них был сокращён объём теоретического материала, предназначенных для заучивания и запоминания. Вместо этого стало больше материалов и заданий, связанных с жизненными ситуациями, ориентированных на практическое применение знаний и решение проблем. Усилен визуальный ряд: в них много диаграмм, моделей, графиков, таблиц.

В связи с тем, что учебники вышеуказанной модели в нашей стране разрабатываются впервые, в начале переходного периода имели место некоторые затруднения, связанные с реализацией нового содержания и методических подходов в учебнике.

Я состою в базе внешних экспертов и неоднократно проходил обучение по теории учебника и по используемым критериям. Вместе с педагогами-практиками каждую книгу при научно-педагогической экспертизе рассматриваю как учёный в предметной области география. Нашу деятельность в соответствующей области координирует эксперт из Центра. Опыт экспертизы учебников показал, что в некоторых учебниках встречаются фактологические ошибки, но их доля значительно меньше. Экспертиза проводится в конфиденциальном, обезличенном режиме: эксперты не знают авторов. То есть соблюдаются принципы академической честности. По итогам учебник получает одно из трёх заключений: «рекомендуется», «не рекомендуется» либо «на доработку».

При оценке качества учебников особое внимание уделяю следующим параметрам: соответствие концептуальным положениям государственных общеобязательных стандартов образования, Типовому учебному плану и типовой учебной программе; соблюдение базового научного содержания предмета; ценностная ориентированность; представленность казахстанского компонента; практикоориентированность; соответствие содержания возрастным психологическим особенностям учащихся; системность, логическая последовательность и преемственность содержания; доступность изложения учебных материалов; повышение мотивации учебной деятельности; направленность на развитие критического мышления и аналитических способностей; направленность на развитие исследовательских навыков, навыков самостоятельной творческой работы; направленность на развитие языковой компетенции и коммуникативности; соответствие правилам письменной речи; качество иллюстрации и т. д.

География образно – это наука о природе и человеке, пространстве и времени. Она изучает эволюцию человеческих отношений с Землей. Человек, знающий географию, легко ориентируется в пространстве и имеет ясное представление обо всех связях и происходящих процессах. Поэтому очень важно содержание школьных учебников по географии. Как эксперт могу отметить улучшение качества учебников по географии, увеличение объёма дополнительного текста, иллюстративного материала, рост числа заданий поискового и исследовательского характера.

Совершенствование методики обучения и учебников идёт непрерывно в зависимости от развития науки и техники, от запросов общества. Учебник окончательно определяет объём и систему знаний, подлежащих обучению. Современные учебники должны не только вооружать учащихся суммой знаний, но и прививать им умения их самостоятельного приобретения. Ни один учебник не может поспеть за стремительно меняющимся миром и не в состоянии ответить на все интересующие школьников вопросы. Для того чтобы лучше познать окружающий мир, ученикам надо больше читать специальную литературу, периодическую печать, социальные сети и телевидение.

Поздравляю коллектив Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования с 20-летним юбилеем и желаю дальнейшего развития и процветания!

Кажмурат АХМЕДЕНОВ,
НАО «Западно-Казахстанский университет им. М.Утемисова», г. Уральск

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий