Двадцать лет на страже качества учебников

В этом году Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования Министерства просвещения Республики Казахстан отмечает свой 20-летний юбилей. Два десятилетия кропотливого труда, постоянного совершенствования и внедрения инноваций позволили Центру стать важнейшим институтом в сфере оценки и разработки учебной литературы в Казахстане.

Сегодня в системе среднего образования Республики Казахстан функционирует 7964 школы, в которых обучаются более 3,9 миллионов детей и трудятся 406 тысяч педагогов. В условиях стремительного развития технологий Центр не просто идёт в ногу со временем, но и задаёт вектор модернизации учебников и образовательных материалов, внедряя передовые подходы и цифровые решения.

В эпоху цифровизации традиционные бумажные учебники уже не могут оставаться единственным источником знаний. Центр активно работает над внедрением интерактивных электронных учебников, которые дополняют печатные издания и обогащают их мультимедийными элементами: видео, анимацией, виртуальными лабораториями и адаптивными тестами.

Особое внимание уделяется персонализированному обучению. Все школьные учебники переведены в цифровой формат и доступны на одиннадцати различных платформах. Цифровые ресурсы позволяют учащимся самостоятельно регулировать темп освоения материала, получать индивидуальные рекомендации по заданиям и проверять свои знания. Планируется использование в казахстанских учебниках искусственного интеллекта, который будет анализировать ошибки и подбирать упражнения с учётом слабых мест ученика.

Одним из важнейших направлений работы Центра остаётся экспертиза учебников и учебно-методических комплексов. В 2022 году были обновлены критерии оценки учебной литературы, ведётся постоянная работа по повышению квалификации экспертов.

Специальная платформа Etandau.gov.kz позволяет педагогам выбирать школьные учебники и способствует повышению объективности и прозрачности принимаемых решений.

Помимо этого, Центр усилил общественную оценку качества учебников. Теперь на платформе «Общественная оценка учебников» педагоги, родители и учащиеся могут оставлять отзывы, предлагать исправления и участвовать в обсуждении содержимого учебных пособий. Открытость к обратной связи помогает оперативно выявлять проблемные места и совершенствовать учебные материалы.

Казахстан продолжает изучать и перенимать лучший мировой опыт в сфере учебного книгоиздания. В ведущих странах мира, таких как Финляндия, Япония и Сингапур, школьные учебники создаются с акцентом на развитие креативного мышления, междисциплинарного подхода и критического анализа информации. Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования активно сотрудничает с международными экспертами, участвует в образовательных форумах и внедряет современные методы оценки учебных материалов.

Эксперты прогнозируют, что к 2030 году традиционные учебники будут всё активнее интегрироваться с технологиями дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR). Уже сейчас Центр проводит экспертизу учебных материалов, содержащих элементы данных технологий.

Цифровая трансформация образовательной среды в Казахстане представляет собой значительный шаг в сторону глубокой интеграции технологий в практику преподавания и обучения. Исследование, проведённое Гарвардским университетом в 2024 году, подчеркнуло важность развития цифровых и креативных навыков, особенно по таким предметам, как компьютерные науки и дизайн. Согласно его результатам, более 75% учащихся поколения Z предпочитают интерактивные формы обучения, а использование цифровых технологий в учебниках повышает усвоение материала на 40%.

Одним из приоритетных направлений развития Центра является обеспечение инклюзивного образования. В последние годы ведётся активная работа по внедрению адаптированных учебных материалов для детей с особыми образовательными потребностями. Прошли экспертизу и включены в Перечень учебники и УМК для детей с нарушением интеллекта, для слабослышащих обучающихся, а также для детей с нарушениями зрения (незрячих и слабовидящих).

Двадцать лет работы Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования Министерства просвещения Республики Казахстан – это не просто история успеха, а путь постоянного развития и инноваций. Благодаря труду специалистов Центра, педагогов и учёных казахстанские учебники соответствуют международным стандартам и отвечают вызовам XXI века.

Поздравляем Центр с 20-летним юбилеем и желаем дальнейшего процветания! Пусть новые технологии, современные образовательные тренды и стремление к совершенству помогут создать учебники будущего – качественные, доступные и вдохновляющие новое поколение школьников на великие достижения!

Гульден МУРЗАБЕКОВА,
эксперт, кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры «Компьютерные науки» Казахского агротехнического исследовательского университета им. С.Сейфуллина

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий